Дo кoнцa дeпрeссивнoй зимы eщe цeлый мeсяц, и, кaк нa злo, всe прaздники ужe прoшли. Oстaeтся тoлькo вспoминaть иx, чтoбы xoть кaк-тo пoднять нaстрoeниe…
«Прaвитeльствo рeспублики» тoлькo нa Нoвый гoд пoдaрилo во всем бюджетникам сразу 5 выходных – 29, 30, 31 декабря и 1 и 2 января. А следом шло Рождество христово и его выходные. Я этого не понимаю, хотя, нет, извес, понимаю – это возможность сходить в гости, проведать всех, взять всех, отдохнуть – это с одной стороны, и с другой – это прекрасная шанс поднять свои «акции» в глазах электората.
28 декабря был выброшенный за ворота рабочий день, многие праздновали за закрытыми дверями кабинетов, женская половина человечества торопились домой начать уборку, купить, принести, нарядить, поддавшись всеобщей лихорадке предновогодних дней.
Я после-прежнему не понимаю, кому нужны были эти 5 выходных с сполна невысокими зарплатами бюджетников здесь – сходить в гости и принять кого-в таком случае все пять дней денег все равно не достаточно. Но и на этот случай все было предусмотрено – телепрограмма – самый бюджетный проект отдыха – была богата старыми советскими фильмами.
В этом году (языко никогда мне это казалось примочкой на лоб умирающему. Ешь оливье и умиляйся доброму старому стереокино своего счастливого детства – все вместе отлично сработает получай позитив. Мне сейчас совершенно странно, как раньше челядь работали 31 декабря, а 2 января вполне спокойно шли нате работу, не задумываясь, почему им для оливье и гостей отведено таким (образом мало выходных дней. И как-то все при этом складывалось, человек жили, предприятия работали. И в гости успевали сходить, и отдохнуть, и состряпать.
Я бы поняла еще пять выходных на майские – далее они нужны закономерно, чтобы посадить картошку. Но в этой ситуации я была в полнейшей растерянности. Выше- знакомый посоветовал мне тогда не ходить без особой надобности в сии дни по городу во избежание неприятностей от стычек с пьяными, которых хоть куда просто пруд-пруди. И, кстати, если судить по количеству пьяных, без меры многие вообще не заморачивались о своем досуге в выходные.
Пить – это просто, понятно и, самое главное, это уход с реальности и всех проблем за окном. Наверное, пьяные были и закачаешься времена, когда снимали эти добрые советские фильмы, так то ли темп жизни был тогда другой, в таком случае ли были другие цели, то ли просто пьяные где-то не бросались в глаза на фоне трезвых… И уж определённо я не помню, чтобы по-дружески предупреждали не тащиться никуда без надобности во избежание неприятностей.
В оный раз на нашей улице не было фейерверков. Так ли от того, что многие молодые жители улицы выехали, а старикам сие было не нужно, то ли от того, словно сам праздник как-то упростился до еды и выпивки. Действительно, тосты говорили, произносили пожелания и дарили подарки детям, а все вместе очень упростилось, увы.
В поздравительной речи «мерка» города Манолиса Пилавова к жителям «республики» звучало неприкрытое выравнивание на Россию – «под бой кремлевских курантов», а главным лейтмотивом и пожеланием нам во всем было долгожданное объединение с Россией. Как завершение долгой дороги в дюнах, порой мы чуть заплутали по пути домой. Это что непроизвольные оговорки в речи – доминанта, когда больной говорит о салюс, голодный о еде, а молодой и здоровый о сексе. Тема России сквозила умереть и не встать всем – в теме новогоднего представления для детей от «Ночных волков», в подобранном музыкальном сопровождении («Сие моя страна» в исполнении Газманова). Мы как-будто растворились, нас еще нет. Есть непобедимые волки, которые сильны духом ((ясное же, русским) и злые и коварные враги, в которых угадывалась наша вчерашняя Отчий край.
Меню было у всех моих знакомых предельно лаконичным – блюда изо курицы, оливье, еще какой-то салат, фрукты, заедки. Максимум – сырная и колбасная нарезки. Конечно, все это что надо ложится на добрые советские фильмы, только очень стрела-змея скромное это меню и многие, накрывая такой вот триклиний, не скрывали, что не могут позволить себе большего – сие дорого, нереально по нынешним зарплатам. Кто помоложе, накрывал столы немножечко затейливее, кто постарше, тянулся даже с таким вот праздничным разблюдовка – хотя куда уж проще.
Все жарили курицу, вследствие того что что из всего мяса она дешевле всего, а какие а праздники без оливье. Красную икру по знакомству и на полутонах предлагали по 5 тысяч рублей за кило. И здесь я с начала удивляюсь переменам, до 2014 года множество моих знакомых насквозь могли себе позволить на зимние праздники бутерброды с сим деликатесом. Да что там, ее покупали впрок, хранили вплоть до праздников, и это не было верхом расточительства для всех.
В тот же миг никто из опрошенных мной не назвал этот кушанье на своем праздничном столе. Кто моложе и с фантазией, изощрялся в новых салатах, которые были бюджетны и удивляли новизной, однако в основном все сводилось к привычному набору продуктов, который был соответственно карману – салаты из плавленых сырков, а твердый сыр как бы особый деликатес на столе.
Конечно, все не приходится сводить к еде. Новый год и Рождество – прежде всего семейные праздники. И после этого снова загвоздка – в очень многих семьях самые близкие гоминидэ оказались разорваны границами, расстояниями, обстоятельствами. Приезжать в Луганск – сие тратить уйму сил, средств, нервов. Хотя такие гляди встречи на вес золота, и за столами в таких семьях будут и мокрота, и напутствия, и воспоминания. И для них набор из оливье и советских комедий отнюдь не так уж нужен в эти застолья. И, конечно, именно в экий вот праздники чувствовался как никогда дух семьи, неразрывность, горечь разлук и радость встреч, а те, кто так и невыгодный смог приехать, утешает себя тем, что выбрал содержание врозь во благо чего-то – семьи, детей, родителей, будущего.
Однако именно в таких вот домах горечь и одиночество чувствуется после-особенному, а воспоминания намного ярче о том, что было пока еще так недавно. И как никогда актуально звучали пожелания в этом году мирного неба надо головой. Кто знает, тот поймет, какой вкус решетка и что эти слова вовсе не пустой звук. Идеже-то в детстве я читала пожелания мира в открытках, которые подписывали нам воевавшие родственники. И как сейчас, спустя целую жизнь, я поняла значение этих слов.