Артем Сытник отчитался за первое полугодие 2017 года работы Национального антикоррупционного бюро. За это время детективы успели заварить неслабую кашу. НАБУ выдвинуло ряд обвинений действующим чиновникам и депутатам Верховной Рады.
Подозрение от Бюро получил близкий к Яценюку экс-депутат «Народного фронта» Николай Мартыненко. Ему вменяют причастность к хищению 17 миллионов долларов с госпредприятия «Восточный ГОК», которое занимается производством урана. НАБУ предъявлены обвинения председателю Государственной Фискальной службе Роману Насирову в причастности к так называемому «газовому делу Онищенко». Эти махинации вымыли из казны 2 миллиарда гривен. Бюро успело прославиться офицером под прикрытием по имени Екатерина. Она собрала веские доказательства касательно участия депутатов коалиции Максима Полякова и Борислава Розенблата в преступной группировке по сбыту и добыче янтаря. Сейчас также продолжается следствие НАБУ по делу экс-заместителя генпрокурора Дмитрия Суса. В прессе его неоднократно называли руководителем «департамента Кононенко-Грановского», который выполнял прямые указания из Администрации Президента. Детективы обвиняют Суса в присвоении конфискованного имущества после обысков. В то же время некоторые начатые дела сейчас можно причислить к проколам. Повисло дело по одному из фигурантов «черной бухгалтерии» Партии Регионов – председателю ЦИК Михаилу Охендовскому. За два месяца чиновник умудрился добиться от Генпрокуратуры признания его пострадавшим от действий детективов. А громкие «пленки Онищенко», где голос похож на Порошенко, который обсуждает подкуп депутатов, так и не вылились в громкий антикоррупционный процесс. Во всех вышеупомянутых делах во втором полугодии 2017 года должно завершиться следствие и начаться рассмотрение дел по существу в судах.
Подвести итоги работы в первой половине года на пресс-конференцию вышел директор НАБУ Артем Сытник.
Достижения НАБУ
Сытник заявил, что двухлетнее формирование Национального антикоррупционного бюро можно считать завершенным – заработали два территориальных управления из трех – в Одессе и Харькове. Одесское управление пока не получило руководителя, но медлить с запуском всего офиса, говорит Сытник, уже нельзя.
Если взглянуть на сухую статистку, то она показывает такие цифры: на конец июня в работе детективов было 370 производств по 220 лицам. В суд было направлено обвинительных актов на 120 из них.
НАБУ удалось возместить около 136 миллионов гривен убытков. Во втором полугодии в бюджет страны должно вернуться 215 миллионов гривен. Сытник сказал о 900 миллионах гривен, которые они спасли от хищения. Отчитываются также об устранении ряда коррупционных схем на госпредприятиях, увеличили их прибыль.
Наиболее удивительная цифра – это сумма убытков от преступлений, которые проходят по делам – 87 миллиардов гривен.
Главное, чему радуется Сытник – это разрушению «касты неприкасаемых». Говорит, что НАБУ провели ряд операций, которые даже не снились соседним странам.
Антикоррупционный суд и критика
Очень часто оппоненты НАБУ, в основном из парламентских фракций, к депутатам которых имеют претензии антикоррупционеры, говорят про малый выхлоп антикоррупционного органа. За 1,5 года НАБУ и САП добились лишь 16 обвинительных приговоров. В то же время годовой бюджет Бюро достиг в этом году 773 миллионов гривен.
Сытник не отрицает, что эффективность могла быть выше, но, по его убеждению, все упирается в судебные затягивание на пользу фигурантов уголовных дел. Не соглашается директор также с аргументами оппонентов, которые предлагают мерить эффективность работы НАБУ процентом доведенных до приговора дел. Так, между прочим, измеряют результативность польских правоохранительных органов.
Создав новые антикоррупционные органы, власть не обеспечила главного – возможностей для решений. Темпы рассмотрения дел НАБУ не выдерживают никакой критики. Затягивание – вот главная тактика защиты, которой очень способствует текущее состояние системы судов общей юрисдикции, – возмущается Сытник.
По мнению Сытника, отсутствие приговоров в отношении топ-коррупционеров можно решить только созданием независимого Специализированного антикоррупционного суда. А создание антикоррупционных палат в судах дела с места не сдвинет.
В НАБУ составили антирейтинг судей, которые затягивают рассмотрение дел в отношении топ-чиновников
Не стихает критика НАБУ со стороны некоторых депутатов относительно влияния на политику. Герой трех уголовных дел в Украине и одной в Швейцарии экс-депутат Николай Мартыненко недавно обвинил директора НАБУ Артема Сытника и его заместителя Гизо Умолку в том, что они работают на Саакашвили, добиваясь досрочных выборов. Политическим заказом называют дела против себя депутаты Максим Поляков и Борислав Розенблат, с которым Верховная Рада сняла неприкосновенность. Слушание их дел только началось.
Коррупция на государственных предприятиях
Почти треть производств, зарегистрированных НАБУ, касаются государственных предприятий. Об этом в НАБУ уже упоминали неоднократно. Около 70% дел касаются предприятий энергетической отрасли и военно-промышленного комплекса. Только убытки на «Укргаздобыче» и Запорожском титано-магниевом заводе составляют более 1,2 миллиарда гривен.
Схемы по вымыванию средств на миллиарды гривен используют одинаковые в разных отраслях экономики: закупка необходимых для предприятий товаров или услуг по завышенным ценам, искусственное ограничение конкуренции, продажа продукции по заниженной стоимости и заключения фиктивных сделок.
В целом НАБУ разоблачило злоупотребления на госпредприятиях на 20 миллиардов гривен, среди которых также «Укрзализныця» (1 миллиард гривен) и Администрация морских портов (400 миллионов).
По словам руководителя Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина в новом политическом сезоне, представители власти неоднократно попытаются приструнить НАБУ, частично лишить его полномочий, или попытаются назначить на места Артема Сытника более лояльного человека.