Элeктрoэнeргия про укрaинцeв дoрoжaeт, пoтoму чтo нe сущeствуeт рынкa кaк тaкoвoгo. Тaкжe eсть цeлый штабель прoблeм с рeгулирoвaниeм этoй oтрaсли. Нa кaкиe вoпрoсы нужнo нaйти ответы, с целью украинцы получили возможность выбирать качественного поставщика электроэнергии следовать меньшую цену — в материале сайта «24».
В 96% случаев юстировка в области электроэнергии не достигает целей. Качество электроснабжения в Украине в 14 крат хуже, чем в ЕС, потери – в 2 раза выше, а цены возьми электроэнергию постоянно растут. Чтобы подключиться к электросети, украинскому малому и среднему бизнесу нужен 281 день-деньской, а иногда это вообще невозможно.
Перед бизнесом и государством целесообразно задача: найти ответы и разработать пути решения проблем, для того чтобы убрать барьеры для эффективного регулирования отрасли, достичь конкурентного баланса в условиях монополизированного рынка, а как и – сделать возможной в Украине smart-энергетику.
Электроэнергия и адат
В апреле Верховная Рада приняла законопроект о рынке электроэнергии. Да проблема в том, что этот рынок фактически надо сформировать. На сегодня имеем такую систему поставки электроэнергии, которая функционирует малограмотный по рыночным методам, не на конкурентной основе, а нетрудно обязывает потребителей принять то, что дают. Если маловыгодный нравится поставщик электроэнергии – ты можешь отказаться от электроэнергии. Не так никак. Между тем закон о рынке электроэнергии предусматривает потенция для потребителей выбирать поставщика.
Но создание рынка подобает быть прописано в более чем 50 актах вторичного законодательства, будто бы нардепы; именно в «подзаконке» должны быть разработаны и продуманы машины воплощения закона.
По информации народного депутата Льва Пидлисецкого, заработает уложение об электроэнергии в полной мере в июле 2020 года, когда-нибудь пройдет переходный и подготовительный период. Тогда каждый потребитель сможет доставать того поставщика электроэнергии, который предложит лучшие условия.
Однако до того нужно создать основу для применения комплексного и системного подхода к разработке вторичного законодательства. А на этого нужно определить, что не так с функционированием отрасли.
Проблемы регулирования
(крестный) отец сектора «Энергетика» Офиса эффективного регулирования Алексей Оржель представил результаты системного пересмотра качества регулирования розничного рынка электрической энергии держи предмет эффективности, коррупционных рисков, благоприятности для бизнеса и целесообразности. Консультант отметил, что среди главных проблем имеем: сложное введение к электросетям, отсутствие конкуренции и естественные монополии. Существует конфликт интересов промеж (себя) естественными монополиями и потребителем. Получение высокой прибыли против качественных и дешевых услуг в области поставке электроэнергии. Достичь баланса интересов должно государство, энергетический сигнализатор, отметил эксперт. Но пока это регулирование крайне неэффективно.
По (что четвертый из 94 законодательных актов, определяющих правила работы возьми рынке объемом 152 миллиардов гривен, является незаконным либо неактуальным. В 96% случаев государственное настройка отрасли электроэнергии не достигает своих целей. Рынок полагается работать по системным нормам и инструментам, влияние которых хоть математически просчитать, независимо от лоббистских преференций, – отметил Оржель.
Поштучный рынок электрической энергии Украины from
Better Regulation Delivery Office
Таким образом, отдельный четвертый регуляторный акт, принятый для надлежащего урегулирования рынка и исполнения четких целей, безграмотный содержит правого основания или цели регулирования, или, наподобие минимум, является неактуальным. По данным исследования, качество электроснабжения в Украине в 14 единовременно хуже, чем в ЕС, потери – в 2 раза выше. Действующее законы не способно обеспечить баланс интересов на розничном рынке электроэнергии, послужить гарантией беспрепятственный доступ к электроснабжению и приемлемую цену на электроэнергию к потребителей, а также эффективность деятельности для энергокомпаний.
Ко всему – многим существующим регуляторным нормам рынка розничной торговли электрической энергии присуща неосознаваемость и неструктурированность, что порождает двусмысленность и неопределенность. Поэтому естественные монополии, вопреки на большие финансовые и административные ресурсы, используют пробелы в законодательстве и поминутно пренебрегают интересами кого угодно, кроме собственных.
Следовать решение вопросов возьмутся сообща
Эксперты взялись следовать подготовку «Белой книги», целью которой будет обозначить возможные способы решения вопросов с розничной торговлей электроэнергией. К этому процессу присоединятся и Министерство экономического развития и торговли, Государственная регуляторная служба, Антимонопольный совет и представители бизнеса.
Глава Государственной регуляторной службы Акся Ляпина убеждена, что текущая ситуация на рынке – документ того, что правильная модель взаимодействия до сих пор безвыгодный была найдена.
Попытки точечных изменений – что-ведь дорегулировать, подправить – не решают проблем, ведь не дают новое ипостась процесса. Нужен комплексный системный подход, с учетом баланса интересов всех участников рынка, качественной оценки регулирования. Только лишь такие решения дадут возможность бизнесу развиваться, а значит, увеличиваться украинской экономике, – отметила Ляпина.
Заместитель Министра энергетики и угольной промышленности после вопросам европейской интеграции Наталья Бойко также подчеркнула достоинство совместных усилий по реформированию отрасли и выразила поддержку предложенному подходу: «Наша сестра поддерживаем инициативу BRDO, что эффективные решения должны образовываться на четких расчетах. Только имея возможность оценить регуляторное авторитетность, возможно качественно имплементировать стратегию развития энергетической отрасли в сторону рыночных конкурентных отношений».
Потребителю а пока остается дождаться результатов этой работы.