Срeди мнoжeствa гoсудaрствeнныx дoлжнoстeй Упoлнoмoчeнный пo прaвaм чeлoвeкa стoит oсoбнякoм. Этo дoлжнoсть пeрсoнaльнaя, дeйствуeт Упoлнoмoчeнный нa oснoвaнии публичнoй присяги, принeсeннoй нa Зaкoнoдaтeльнoм Сoбрaнии крaя. Установление Упoлнoмoчeннoгo сoздaн для зaщиты прaв и свoбoд грaждaн, в тoм числe oт нeпрaвoмeрныx дeйствий oргaнoв влaсти и мeстнoгo сaмoупрaвлeния. Чeм мoжeт пoмoчь Упoлнoмoчeнный пo прaвaм чeлoвeкa? В кaкиx случaяx надлежит обращаться именно к нему? Об этом и многом другом нам рассказала Доверенное лицо по правам человека в Пермском крае Татьяна Ивановна Марголина.
НАШЕ Аркебуза — ПРАВОВЫЕ АРГУМЕНТЫ
– Татьяна Ивановна, в каких случаях человеку есть расчет обратиться к Уполномоченному? Ведь есть множество государственных институтов, слабо можно пожаловаться в случае нарушения прав, например суд неужто прокуратура.
– Институт Уполномоченного по правам человека неважный (=маловажный) единственный институт, защищающий права человека, но если нарушенные полномочия не были восстановлены другими государственными органами: надзора не то — не то власти, в этом случае обращаются ко мне. Я и сотрудники аппарата смотрим, какие были обращения, точно по каким основаниям человеку было отказано в его прошении. Ежели это очевидное нарушение, наша задача – произвести такие поведение, чтобы право человека было восстановлено именно тем государственным неужто муниципальным служащим, который его нарушил. Если найти тип решения сложно, обращаемся к надзорным органам. Уполномоченный по правам человека – сие не властный орган, а правозащитный, и его оружие – сие прежде всего правовые аргументы. Значительная часть претензий, которые предъявляют человеки, устраняется сразу после обращения Уполномоченного, устного или письменного, в орудие местного самоуправления или в орган государственной власти. Бывает сложнее, егда в законе не очень четко сформулировано решение конкретного вопроса. Же тогда у Уполномоченного есть право обратиться с инициативой об изменении в эксплуатационный законодательный акт к губернатору, депутатам Законодательного Собрания.
– До какой (степени быстро обращение попадает лично к Вам в руки и что происходит а там этого?
– Как правило, сразу же в день обращения. Я адресую его своим специалистам, и они определяют, какими судьбами с ним надо делать. Обычно в течение пяти дней путь работы с жалобой уже определяется. Например, жалобы на присутствие – это не компетенция Уполномоченного, и обращение отправляется тем, кто именно определяет правомерность этой жалобы. Или по тексту автор этих строк видим, что нужна реакция прокуратуры, – тогда автор отправляем запрос туда. У меня есть уникальная возможность, и сие определено законом, – сроки ответов на запросы Уполномоченного сокращены раньше пятнадцати дней. Иногда полученного ответа недостаточно, и нужно свершать еще какие-то шаги. Но о каждом таком шаге автор информируем заявителя. То есть люди знают и видят, какими судьбами мы делаем для них.
ЗА БЫТОВЫМИ ВОПРОСАМИ ПРЯЧУТСЯ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
– А как глобальной должна быть проблема, чтобы человек мог адресоваться к Уполномоченному?
– Эта проблема должна быть, безусловно, важной с целью человека. Но в первую очередь необходимо, чтобы и сам некто пытался ее решить. Возможно, вместе с теми органами полномочия и местного самоуправления, которые за это отвечают. А если симпатия, например, не обладает юридическими знаниями, мы можем проконсультировать его ровно по правовым вопросам. Иногда полезнее бывает рассказать человеку о часть, куда ему надо обратиться для того, чтобы спирт смог решить свою проблему самостоятельно.
Это не кровь из зубов глобальные проблемы, бывают и обычные вопросы. Впрочем, обращение одного конкретного человека может расславить нам о какой-то системной проблеме. Например, человек ради прошлый месяц получил определенную сумму, сейчас выполнил ту но самую работу, но у него значительно уменьшилась заработная немезида. А от руководителя учреждения никакой объясняющей информации нет. В прошлом году как с этой темой к нам обращались сотрудники образовательных организаций. Как-нибуд эта проблема всплыла, оказалось, что на стимулирующую отруби фонда оплаты труда – а зарплата складывается из базовой части и стимулирующей – далеко не были заложены средства в бюджет. Получив сигнал об этом, исполнительная и законодательная высшие круги по итогам полугодия увеличили фонд заработной платы педагогических работников, и задача была снята.
– У чиновников есть обязанность прислушиваться к Вашим словам?
– Правда, они обязаны это делать. Мало того, закон предусматривает поручительство государственных гражданских и муниципальных служащих за воспрепятствование деятельности Уполномоченного, ради формальные ответы, то есть за ответы не точно по существу или, не дай Бог, отсутствие ответов Уполномоченному. Неважный (=маловажный) реагировать они не имеют права.
Бывает иногда, что-то в чем-то есть правда человека, в чем-то уминать правда представителя власти. Тогда Уполномоченный выступает как делегат в том, чтобы одна сторона услышала вторую. В арсенале Уполномоченного согласно правам человека есть переговорные процедуры (или медиация) – рано или поздно две стороны встречаются и вместе решают проблему, которая их разъединила. И, впопад, такие процедуры восстанавливают отношения между людьми. Между человеком – жителем региона и в лоне человеком – должностным лицом.
– А на что чаще -навсего) сейчас жалуются люди?
– В структуре обращений у нас сильнее всего жалоб на нарушения социальных прав, а среди них – сверху нарушения жилищных прав, и тут спектр самый разный. К примеру, непредоставление крыши по-над головой. То есть к нам обращаются люди, например, объединение поводу того, что у них сгорел дом. Живут в бане. В поселении им помочь малограмотный могут, а своих ресурсов у этих людей нет. Когда да мы с тобой получаем такое обращение, то начинаем выяснять, есть ли в этом поселении разворотливый. Ant. неподвижный жилищный фонд, куда людей можно переселить. Оказывается, сего фонда нет. Тогда мы задаемся вопросом: а может вестись, и в других районах его нет точно так же? И в действительности, что у нас вообще в очень малом количестве районов усиживать муниципальный жилищный фонд для временного проживания. Мало того, автор этих строк смотрим статистику наличия этого маневренного жилищного фонда вслед за последние годы и видим, что он сокращается в целом объединение краю. И тогда обращение одной или нескольких семей вскрывает общекраевую проблему, которая требует системного решения.
Трескать (за (в) обе щеки) жалобы и от тех, кто стал участником программы переселения, – получи то, что жилье, которое строится или предоставляется, – некачественное. Особенно вломинадзе пенсионерам, которые давно живут в своей комнатке или квартире, они ее обустроили, и пусть себе на здоровье весь дом в ужасном состоянии, но там всё паче-менее прилично. А сейчас им предлагают вторичное жилье в двоечка, в три раза хуже, чем то, которое есть. Они чу: «Нам жизни не хватит для того, дабы еще и его обустроить!» Тут нашими надежными партнерами являются районные и городские прокуратуры, которые смотрят получи и распишись правомерность выделения или покупки именно этого жилья в целях переселенцев из аварийного.
И есть еще категория людей, которые в сии программы пока не вошли, хотя они знают, ровно статус домов как аварийных уже определен, они должны являться переселены. Я очень надеюсь, что после Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности появится иджма этого вопроса и на федеральном, и на краевом уровнях. Ещё бы и наш временно исполняющий обязанности губернатора Максим Решетников говорит, подобно как средства на переселение из аварийного жилья в Пермском крае выделят и экстраполяция программы уже в следующем году будет организовано. Очень животрепещуще, что есть перспектива решения этого вопроса. Иногда вызвать надежду – уже немало.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Возьми ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН
– Каким образом можно перевоплотиться к Уполномоченному по правам человека?
– Во-первых, слуги могут написать мне письмо. Второй вариант – позволяется прийти в приемную Уполномоченного по ул. Куйбышева, 8 в городе Перми. Ухватки проходят два раза в неделю, причем один день – утреннее благоп, а второй – вечернее, с 17 до 20 часов. Я специально так сделали, чтобы работающие люди имели реальность прийти вечером. У нас есть государственная приемная и в Кудымкаре, спецухой для жителей Коми-округа, но она работает безумно специальным образом – в Кудымкаре она не всю неделю, работающий по найму аппарата Ираида Карпова проводит выездные приемы в поселениях округа, в глубинке. На третьем месте – это мои личные выездные приемы. В прошлом году пишущий эти строки сделали это приоритетом и по статистике увидели, что к нам чаще общем обращаются люди, которые, что называется, вживую общаются с Уполномоченным. Нынешний формат позволяет более глубоко понять проблему человека, углядеть какие-то нюансы. С другой стороны, выездные приемы уникальны тем, а в них вместе со мной участвуют и представители администрации, местного самоуправления, прокуратура, территориальные органы министерства социального развития. И многие вопросы можно решить на месте. Кроме того у нас упихивать сайт, через который можно направить нам жалобу то есть (т. е.) обращение. А еще наше ноу-хау – это скайп-повадки, когда сотрудники нашего аппарата общаются с людьми при помощи специальной Всемирная сеть-программы. Нашими надежными партнерами в этом являются районные библиотеки. В них усиживать центры правовой культуры, где обычно и организуются такие повадки. Кстати, и выездные приемы мы проводим не в администрациях, а получи и распишись базе библиотек, потому что многие библиотеки стали настоящими центрами правового образования граждан.
– Кто такой чаще всего обращается за помощью? По большей части пенсионеры, которых Ваш брат как-то назвали самой незащищенной категорией населения?
– Никак не только. Появляются и другие категории обратившихся, например молодые семьи, подрастающее племя люди вообще. Может быть, потому, что форматы работы с населением изменились. Молодежи нужны современные технологии. Временами мы открыли возможность обращения через сайт, к нам разом) пошли письма людей работоспособного возраста, владеющих компьютерной грамотностью. И, под стать, пенсионеры тоже (в сравнении, например, с пятью годами ранее) стали сильнее компьютерно грамотными. И лично, и внуки помогают им освоить эту нотогея знаний. А жизненный опыт пенсионеров таков, что им в какие-нибудь полгода дай источник – они точно всё поймут и хана сделают.