Влaдeлeц фaмильнoй типoгрaфии HUSS, прeзидeнт фoндa ArtHuss Кoнстaнтин Кoжeмякa считaeт сoврeмeнную укрaинскую культуру «прeдoxрaнитeлeм» в сeгoдняшнeй бoрьбe зa нaшу сaмoидeнтификaцию.
В интeрвью сaйту «24» oн рaсскaзaл o взaимoсвязи бизнeсa и культурныx прoцeссoв, и o тoм, чтo будeт зaлoгoм успeшнoсти с целью кaждoгo социально активного человека.
По Вашему выражению, Вас выбрали своей сферой ответственности культуру. Как зародилась каста мысль, какой путь пройден и что получилось сделать?
Безумно многое зависит от жизненных установок, которые человек ставит пизда собой. Есть люди, ограничивающиеся вещами вроде личного успеха. У каждого свое просьба о личном успехе. Я отношусь к той категории людей, для которых самореализация сие не только много работы, денег, добавленной стоимости. Ввек хотелось в том деле, которым занимаюсь, кроме всего прочего быть свидетелем социальную значимость. Но на каждом жизненном этапе в силу обстоятельств цели менялись, и менялось просьба о том, какой же она должна быть – эта самая социальная функция. Так, когда я был курсантом военного училища, сообщили о вводе войск в Афган, то я написал рапорт добровольцем туда пойти. Со временем пришло постигание, что это – «пиар-кампания» ЦК Компартии и командования Вооруженных сил, же это был мой искренний поступок и, как говорится, речь из песни не выбросишь. Видно что-то такое предки заложили в моём воспитании.
В бизнесе я уже больше 20 полет, и чаще всего что-то делалось спонтанно. Кто-ведь пришел просить что-то купить для детского в родных местах. Дал или купил — и что дальше происходит, непонятно.
В полиграфии нашими клиентами в большинстве случаев являются художники, коллекционеры, галеристы, теточка, кто формирует культурный ландшафт Украины в сфере современного искусства. И точно по прагматическим соображениям на определенном этапе развития бренда возникла сверхзадача продвигать его по-новому. Были достигнуты определенные результаты, отлично изменилась клиентская база, и поэтому хорошо работавшие маркетинговые сценарии поведения и информационной рекламы перестали довольствовать. Были приглашены специалисты брендингового агентства, которые проанализировали текущую ситуацию бренда и сказали, что-нибудь нам нужно переходить к репутационному менеджменту. В этом смысле нужно было сфантазировать, какой из постоянных источников контента мог бы принять решение эту задачу, чтобы она правильно воспринималась нашей целевой аудиторией и соответствовала позиционированию бренда и философии компании. И протяжно думать нам не пришлось, потому как все держи поверхности – с художниками работаем, чем не постоянный источник коммуникативного контента: выставки, проекты, арт-издания. И порой уже участвуешь в печати альбомов, арт-изданий, книг, эпизодически приходит клиент-художник, коллекционер или галерист, то смотришь ранее не только и не столько на полиграфическую продукцию, же начинаешь уже вникать в саму суть, о чем они рисуют, какие вкладывают смыслы, идеи.
Безусловно, это субъективно: кому-то может нравиться путешествовать, кому-так – музыка. А меня случай свёл с современным украинским искусством. Изначально я был далеким с искусства вообще и современного в частности, но по мере того, (как) будто начал знакомиться с конкретными художниками, вникать, что и почему возлюбленный нарисовал, наступила та магия, когда ты начинаешь проникнуть (в смысл): вот перед тобой человек, интересный, содержательный, многогранный, а равно как те мысли трансформируются в визуальные образы в его работах. Буква магия понимания внутренней психологии, мировоззрения, эстетики включает сделано другие чувства, и это уже не оставляет равнодушным. А сие значит – появляется отношение, воспитывается вкус. Это процесс вторичный, не одноразовый. Если первоначально я прибегал исключительно к опыту экспертов, которым доверял, в таком случае сегодня у меня уже есть свое мнение. В каких-так случаях уже могу сказать, что не хочу к чему-в таком случае иметь отношения, по причине того, что либо сие неактуально, из позавчерашнего дня, либо не соответствует моему вкусу, и я безграмотный хочу делать то, что мне не нравится.
В такой степени появилась увлеченность, переходящая в вовлеченность. Захотелось, чтобы какие-ведь работы были в моем жизненном пространстве, дома, на работе. Возле выборе подарков друзьям уже не едешь в винный бутик из-за дорогим алкоголем, а даришь живопись или графику. Меняется стиль. И круг общения, конечно. Все это влияет на мнение, качество жизни.
Следующий шаг в развитии – коллекционирование. Наперво на эмоциональном уровне, потом уже более осмысленный дорога – коллекционирование именно современных авторов. А поскольку в Украине отсутствует арт-базар, то коллекционирование в наименьшей степени имеет инвестиционную составляющую. До сей поры же это занятие для души. А если для души паки (и паки) кто-то этим занимается на другом конце Киева иначе говоря Украины, то эти люди обречены друг друга охватывать, слышать, взаимодействовать. Так формируется арт-сообщество, состоящее, известно, не из одних коллекционеров. Это и художники, и галеристы, и арт-критики, и кураторы…
И получи каком этапе сейчас это формирование?
На дни 4 года назад, когда все это начало оформляться, пришло воззрение нескольких вещей. У нас не очень развито арт-объединение. Проблема в том, что в мире любое искусство не воспринимается экспертами, коллекционерами, (не то это не воспринимается в стране происхождения предметов искусства, пример в Украине. За редчайшим исключением, когда прекрасному художнику или — или замечательному арт-дилеру хочется что-то делать следовать пределами нашей родины, первый же вопрос, который им зададут аукционисты, арт-инвестиционные акционерный капитал: покажите, что происходит в вашей стране в сфере искусства.
У нас происходили действие, бесспорно, но тот охват аудитории, привлеченной и вовлеченной в сие, не позволял говорить о том, что у нас есть рыночная положение. Когда есть автор, артефакт, прошедший необходимые стадии любого продукта, затем) чтоб(ы) стать товаром, а товар уже – имеет свою стоимость.
И существовала 4 возраст такая апатия, многим было»по барабану». Но уплетать немногие, как для 40-милионной страны, кто вовлечен в сие и кому не все равно, кто что-то делал нате энтузиазме. И когда случился Майдан, то «осенило». Пришло разумение soft power, мягкой силы: что такое культурная дипломатия, будто такое противодействие вражеской пропаганде, если высокий культурный урез у населения. Культура – не единственный, но все-таки – защелка от этого.
И пришло время волонтёров: кто-так работает в сфере полевой медицины, кто-то собирает беспилотники… А я решил отправлять (должность) тем, в чём уже чего-то достиг, к чему я имею прикосновенность – популяризацией современного искусства, которое работает как soft power. Я сам по себе родом из Донбасса, проблематика моей малой родины ми абсолютно понятна. Когда там все началось – я не был очень удивлен.
Сейчас оттуда вернулся Саша Михед, был в Северодонецке, Лисичанске и Доброполье, сверху концерте «Океана Эльзы», я спросил у него: «Что там Донбасс? Какими мозгами они думают?». Спирт говорит – по-разному. Везде висят плакаты Оппоблока «малограмотный забудем, не простим», они живут мыслями о погибших, и со своими скелетами в шкафу, и всей душой будут пополнять эту коллекцию, потому что им комфортно жительствовать в обстановке неприятия и отторжения всего украинского. Но это вдалеке не всех касается, даже среди старшего поколения. А получи и распишись концерте «Океана Эльзы» 30 тысяч молодых ребят скандировали «Ореол Украине!». Вот вам и soft power.
Не знать цены фактор культуры и его влияние на национальную самоидентификацию, и ни дать ни взять антипропагандистское оружие ни в коем случае нельзя. Это работает. И тетечка, кто были энтузиастами, делали для удовольствия, теперь делают сие для пользы.