– Нa чтo книжкa? Всe рaвнo зaбудeшь. Дa и нe труднo зaбыть – фразы мудреные, дикие. Озеро называется Манасаровар, а реки – Пенджаб, а значит пятиречье. Слова тебе эти трудны, а вот твоя милость припомни: пиджак и мы на самоваре. Ну, не забудешь? (Вл. Гиляровский)
Пожирать на этом свете гора, почитаемая сразу в нескольких религиях – буддизме, боне, джайнизме и индуизме. Сие Кайлас (Кайлаш), один из пиков Трансгималаев, находящийся в Тибете два шага от стыка границ Непала и Индии. Говорят, на его вершину безвыгодный ступала нога человека.
Если верить интернету, разрешение через китайцев на восхождение на Кайлас получили всего отчасти человек в разное время, в том числе один из величайших альпинистов в истории – Райнхольд Месснер. В итоге и старый и малый отказались идти на гору. Кто, как Месснер, вдоль причине веры, кто – из-за протестов верующих.
Ми довелось видеть «живьем» другую такую гору (до Тибета заключая и до Кайлаcа в частности мечтаю добраться) – это Мачапучарре в Непале. Для нее единожды совершили подъем – в 1957 году, но изо уважения к религиозным чувствам местных жителей альпинисты не дошли поперед вершины пятидесяти метров, после чего восхождения запретили. Глядючи на этот пик, я думал: а если представить, что появится гор(н)овосходитель, ничего не знающий об этом мире, не разбирающийся в религии, так есть просто чистый лист. И ему скажут, вот, плотина, есть гора, на которую никто не поднимался. И симпатия полезет на нее, не ведая, какое огромное существенность она имеет для миллионов людей. Получится у него тож нет?
Тогда я не знал, что такая ситуация, видимо, стала реальностью, и вдоволь давно. В ходе работы над переводом книги «Тайная рать ЦРУ в Тибете» пришлось много искать в архивах ЦРУ, и всплыла интересная хроника…