Три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – отмечают украинцы во второй половине последнего летнего месяца. Три Спаса не только напоминают нам о почитании религиозных обычаев, но и намекают, что осень со своими щедрыми дарами уже на пороге.
Сайт «24» рассказывает о традициях празднования этих величественных дней, а еще подсказывает, что благодаря некоторым приметам можно во время них напророчить.
Три августовские Спаса имеют одновременно религиозное и языческое начала. По первому кореню, то связан он со Спасителем Иисусом Христом, который верил в то, что каждый человек сильный, чтобы не соблазниться на грех и быть спасенным или спасенной. Грань вторая касается народных верований, когда древние украинцы вкладывали труд в свою землю, за что она вознаграждала их щедрым урожаем.
14 августа — Маковея
Первый Спас еще называют Медовым, Спасом на воде и Мокрым. В этот день верующие вспоминают семь братьев Маккавеев, их мать Соломонию и учителя Елеазара, которые в далеком 166 году до нашей эры поплатились жизнью, потому что исповедовали веру в Истинного Бога.
Сегодня долг мученикам христиане отдают в церквях. На службу в этот день они приносят букеты цветов —маковейчики, чтобы их освятили. В композиции такого обязательно должны быть несколько головок спелого мака, к которым добавляют летние цветы. Зелье дополняют калиной, символизирующей девичье счастье, овсом, который олицетворяет достаток и богатый урожай, подсолнечником, что дарит солнце и тепло, и даже полынью — защитником от нечисти, а также традиционными осенними цветами — астрами, георгинами, гвоздиками.
Выбрасывать маковейчики нельзя. Наоборот, их нужно хранить в доме, желательно возле икон, как оберег. Даже сегодня освященным маком осыпают дом и скот, чтобы зло обходило хозяйство десятой дорогой.
Освященный букет выбрасывать нельзя
Интересно, что в такой букет, например, на Житомирщине, кладут еще морковь, початки кукурузы, горох, фасоль и укроп. Жители Черкасской области в храмы с маковейчиками не ходят, они освящают венок из цветов и колосьев со свечей. На Подолье же верующие приносят в церковь снопы из трав и овощей, с которыми после службы обходят дома, дворы и огороды.
Еще в этот день святят мед, полезной вкусняшкой от пчел щедро угощаются, а для гостей готовят пироги, вареники, пряники, а также коршуны — печеные лепешки, которые ломают и заливают медом и растертым маком.
Спас 14 августа еще называют Водным. Все потому, что в этот день целебные свойства приписывают и воде. В колодцы и реки бросали немного зелья, что перед тем посвятили в церкви.
19 августа — Спас Яблочный
Или Второй. Именно этот праздник знаменует окончание лета. Поэтому в древности в этот день люди выходили посмотреть на закат, и, наблюдая за тем, как небесное светило уходит на покой, пели песни, так прощались с теплом, приговаривая: «В Яблочный Спас — ушло лето от нас».
Зато встречали осень: не только чувствовали ее раннее холодное дыхание, но и принимали в дар первые дары. Поэтому, когда люди шли в церковь, то клали в свои корзины груши, сливы, виноград, персики, овощи, иногда даже клок колосья или пшеницы. Главным же атрибутом праздничной корзины были яблоки, которые, как считали, нельзя было есть до 19 августа, однако в этот день, а также после эти фрукты можно употреблять в неограниченном количестве. Еще на праздник Спаса советовали собирать урожай, ведь говорили: оставленные после Яблочного праздника фрукты, овощи или зерновые пользы не принесут.
Яблочный Спас отмечают 19 августа
Еще в этот день люди наблюдали за тем, как ведет себя природа. Считалось, если погода будет сухой и жаркой, такой следует ожидать осень, и, наоборот, если будут дожди, то золотая пора будет богатой дождями. Морозную зиму на Второго Спаса предсказывает небо без единого облачка.
Верующие в этот день празднуют Преображение Господне. Согласно Библии, произошло оно на галилейской горе Фавор. Тогда Христос поднялся на нее, чтобы там помолиться со своими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном. Во время таинства трое наследников Христа увидели своего Учителя преобразованным, преображенным — во всей Божественной, вечной славе. Еще перед Христом появились пророки Моисей и Илия, которые, как пишет апостол Лука, беседовали с Ним о будущем распятии. После этого появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из него раздался голос Бога: «Это мой сын возлюбленный, послушайте Его». После такого чудотворного события Христос запретил своим ученикам рассказывать кому-то об увиденном.
29 августа — Ореховый день
На Третьей Спас в народе говорят еще Хлебный и Полотняный.
Когда уже многие узнали о том, что Христос умеет исцелять людей, слава о таких умениях дошла и до обладателя турецкого города Эдессы Авгара. Он болел проказой, поэтому послал к Иисусу живописца Анания. Тот рассказал о горе и попросил нарисовать портрет Спасителя. Однако краски на холсте расплывались и изобразить лицо Иисуса не удалось. Тогда Сын Божий взял полотенце, вытер им свое лицо и отдал гонцу. Тот увидел на нем лик Христа, поехал с тканью к царю, что его и вылечила.
Однако история святой реликвии с изображением Иисуса на этом не закончилась. 29 августа 944 года византийский император Константин Багрянородный приказал перенести образ с Эдессы в Константинополь. Однако во время одного из крестовых походов 1204 года изображения украли и, по легенде, пытались перевезти на корабле, однако тот утонул в Мраморном море. По другой версии, Нерукотворный образ в 1362 году передали в Геную, где его сейчас хранят в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Сегодня в день Третьего Спаса христиане несут в церковь орехи, чтобы их там посвятили. Девушки же устраивают еще и гадания, благодаря которому узнают о своей судьбе. Стоило только сорвать с дерева орех и съесть его. Уже вкус плода подсказывал, что на девушку ждет в будущем: если попадется сладкий орех — к большой любви, горький — жди от любимого измены, недозрелый — жди на важную весть, гнилой — быть беде.
С уважением в этот день относились и к хлебу. Ведь именно в это время как раз заканчивалась жатва. Ранее на праздник во многих городах устраивали ярмарки, где продавали домотканые полотна. Считали, что торговля в этот день должна была быть особенно благоприятной. Третий Спас действительно любит трудолюбивых, поэтому каждого в конце дня он спросит: «Жнивувалы, или в тени пролежали?»