Скандал, вызванный публикацией «Нью-Йорк Таймс», где Украину обвиняют в поставках ракетных двигателей в Северную Корею, не утихает уже несколько дней. Украинская сторона называет статью провокацией. А сам автор исследования, Майк Еллеман, заявил, что его слова журналисты трактовали неправильно. Что же на самом деле написал в докладе специалист по ракетной технике?
Ракетный скандал
В понедельник закрутился удивительный сюжет вокруг северокорейских ракетных двигателей. Международный институт стратегических исследований, расположенный в США опубликовал исследование о выдающихся успехах КНДР в ракетостроении.
Суть его такова: Пхеньян, видимо, использует в своих ракетах старые советские двигатели, которые сохранились лишь в России и Украине. Главная газета мира – The New York Times – написала заметку об этом докладе, в заголовок которой вынесла именно Украину. И тут началось!
Со всех сторон полетели опровержения статьи, которая на самом деле была вольным пересказом доклада. При этом, похоже, сам доклад мало кто читал. Поэтому получалось довольно забавно: опровергалась сведения, которых там даже не было.
А было там вот что. Во-первых, автор – специалист по ракетной технике Майкл Эльман – сразу отвергает идею, что двигатели были проданы Северной Корее через официальные каналы. По его версии, ни правительства, ни даже предприятия ничем таким не занимались. Во-вторых, он написал, что старые советские ракетные двигатели, которые в изобилии хранятся на российских и украинских складах, могли попросту украсть преступники.
Ну, не знаю. Напоили сторожа, дали ему тысячу долларов или просто сделали подкоп и по частям вынесли ключевые узлы и агрегаты. Я ракетную технику никогда не воровал, поэтому методов точно не знаю. В-третьих, автор доклада напомнил, что в 2012 году, еще при Януковиче, в Украине поймали и посадили двух северокорейских шпионов, которые интересовались ракетными технологиями.
Кроме того, он написал, что с 2015 года, по его сведениям (не по моим!) Днепровский завод «Южмаш» находится на грани банкротства, оттуда уходят разочарованные и озлобленные люди, которые и могли бы организовать похищение двигателей.
В то же время, Эльман несколько раз в тексте пишет, что такие же двигатели есть и в распоряжении России – на складах завода «Энергомаш», разбросанных по всей стране. Там тоже не все в порядке с финансированием, поэтому воровство могло произойти и там. Автор так и пишет: «Видимо, двигатели были получены из России и/или Украины».
Итак, он не утверждает на 100%, что источник северокорейских ракетных озарений – в Украине. Но даже если это так (и это боооольшое «если»), то ни государство, ни «Южмаш», по его версии, виноваты лишь в некотором «раздолбайстве» и неспособности наладить охрану. Все то же самое относится и к России.
В общем, крики «зрада» в наших и иностранных СМИ не имеют под собой серьезных оснований. По крайней мере, пока не имеют. Я уверен, что американцы максимально быстро разберутся, откуда именно у КНДР появились советские двигатели. Вот тогда и будем делать глубокомысленные выводы.
Впрочем, конспирологов все эти доводы, конечно, не остановят. Они уже обнаружили, что жена Эльмана – русская, сына зовут Никита, а собаку – Собака. Вывод из этого один – эксперт на самом деле работает на ФСБ. Все, конечно, может быть.
Но у меня есть объяснение русской жены попроще. С середины 1990 до начала 2000 Эльман возглавлял американскую программу уничтожения советского ядерного оружия в России, Украине и Белоруссии. Он провел тут много лет, поэтому вполне мог обзавестись и семьей – без отрыва от работы.
Американцы вообще питают слабость к восточноевропейским женщинам. И те, кто живут тут достаточно долго, очень часто возвращаются домой в статусе семейного человека.
Ядерная война на паузе
Ядерная война между Северной Кореей и США, о приближении которой я тут много и уверенно говорил, откладывается. К счастью, я оказался не прав, мои прогнозы не оправдались, и в середине августа она не начнется. А вот в конце текущего месяца – очень может быть! Поясню.
Командование северокорейской армии на середину августа запланировало запуск 4 ракет в сторону американского острова Гуам. США пообещали ответить на такой запуск максимально жестко, что и должно было стать первым выстрелом этой войны. Однако ситуация быстро изменилась.
Сначала в СМИ появилась новость о том, что США и Северная Корея организовали тайный канал связи через представительство КНДР при ООН в Нью-Йорке. После этого министр обороны США Джеймс Мэттис и госсекретарь Рекс Тиллерсон заявили, что-то вроде «американцы могут спать спокойно». Всезнающие индексы фондовых рынков поползли вверх.
На следующий день северокорейские СМИ показали своего лидера Ким Чен Ына в окружении генералов, разглядывающего карту полета баллистических ракет к Гуаму. Несмотря на воинственную картинку, комментарий был сравнительно миролюбивым. Ким заявил, что пока не будет запускать эти ракеты и «даст Соединенным Штатам возможность собственными действиями показать, что они готовы снизить напряжение на Корейском полуострове и избежать опасного военного столкновения».
По сути дела, Ким отложил запуск («ненадолго», как он сказал), ожидая ответных шагов со стороны США. Чего именно ожидает Пхеньян, понять нетрудно. На 21 августа запланировано начало масштабных учений американской и южнокорейской армий. Такие маневры всегда страшно нервируют КНДР. Очевидно, что Ким хочет добиться их отмены.
Если этого не произойдет, то ракеты в направлении Гуама, видимо, все-таки полетят. Ну а потом может случиться все что угодно. На столе, за которым сидел Ким Чен Ын со своими генералами, в числе прочего лежала карта с заголовком «План удара по США». Целями на ней были обозначены Гавайи, Техас и американская столица – Вашингтон.
Таким образом, ядерная война откладывается как минимум до конца текущего месяца. Ну а дальше все будет зависеть от того, начнут ли американцы свои учения и от реакции на них Пхеньяна. Поскольку ни Ким Чен Ын, ни Дональд Трамп не являются самыми благоразумными людьми на свете, произойти может все, что угодно.
Черная полоса для нацистов
Несмотря на все проблемы с Северной Кореей, главной головной болью Трампа сейчас остается внутриполитическая ситуация. Сейчас в его адрес со всех сторон звучат обвинения в поддержке белых националистов и расистов, ставших причиной настоящего погрома с жертвами в городе Шарлотсвиль (штат Вирджиния).
Из-за того, что обструкцию президенту устроили даже его сторонники из Республиканской партии, он даже досрочно вернулся из отпуска. Спустя несколько дней после инцидента он нехотя осудил нацистов, хотя и с весьма интересной оговоркой: «Ну вот еще раз об этой ситуации высказался, и понял, что фейковым СМИ все время мало. Очень плохие люди!».
Но ситуация уже вышла из-под президентского контроля. По всей Америке леваки, антифашисты и правозащитные активисты пошли в отрыв: они начали сносить памятники южанам, воевавшим во время Гражданской войны XIX века на стороне рабовладельцев.
В городе Дарем (Северная Каролина) они собрались у здания местного суда и повалили памятник солдатам южан, погибшим в той войне. Поваленный монумент собравшиеся принялись колотить ногами и плеваться в него. Примерно то же самое произошло и в Гейнесвилле (Флорида). Там, правда, памятник «Старому Джо» — абстрактному солдату южан – снесли цивилизованно, с применением техники. Первому памятнику было 90 лет, второму – более века.
Отчасти я понимаю мотивы активистов. Для них эти монументы символизируют расизм, сегрегацию и подавление прав личности. Думаю, не ошибусь, если скажу, что сейчас в них видят символ Дональда Трампа и его крайне экзотической политики.
С другой стороны, именно эти памятники были поставлены не в память об идеологах расизма, а как монументы простым, безымянным солдатам, погибшим в той войне. Едва ли они были сторонниками Дональда Трампа. Что-то тут царапает мне душу. Не знаю, в общем… Американские дела, пускай сами разбираются.
Но самое интересное продолжение вся эта история с противостоянием американских правых и левых получила в Германии. Этот случай произошел в городе Дрезден, где, кстати, когда-то директором дома советско-немецкой дружбы работал подполковник КГБ Владимир Путин. Но это так, к слову.
41-летний американский турист, имя которого не называется, хорошо заложил за воротник в одном из местных баров. Это, конечно, не событие. Интересно было потом. Выйдя на свет божий, он увидел перед собой улицу, заполненную людьми, говорящими по-немецки. Постоял, покачавшись, подумал, и зачем-то показал всем прохожим нацистское приветствие. Проще говоря, зиганул.
Немцы юмора не оценили, скрутили туриста и хорошенько его отпинали. Сломали бедолаге нос и поставили фингал. После этого отвели в полицию.
Там на него завели дело по одной из антинацистских статей местного УК. В результате американцу придется заплатить штраф, после чего его депортируют из Германии на родину без права посещать эту страну в будущем. Отсюда мораль: быть нацистом не просто некрасиво, но и опасно. Можно и штраф заплатить, и отдых испортить, да еще и нос получить.