Режиссер фильма»Красный»: времена, когда мы красиво умирали, прошли, сейчас должны побеждать кра

Завтра, 24 августа, на День Независимости в прокат выходит украинский фильм «Красный».
А сегодня режиссер фильма Заза Буадзе согласился ответить на несколько вопросов специально для сайта «24».
– Кино в Украине сейчас обвиняют в том, что оно почти всегда мрачное, про несчастную судьбу украинцев. При том, что «Красный» тоже о сложной истории нашей страны, фильм оказался ярким и динамичным. Чья это, с Вашей точки зрения, заслуга?
Заслуга всех людей, которые работали над этим фильмом, начиная с автора романа и сценария Андрея Кокотюхи. Сама идея написать сначала литературное произведение принадлежало ему, и именно эта идея мне понравилась. Поэтому когда мне предложили стать режиссером, я сразу согласился. В ленту вложен главный наш месседж, главный посыл, что мы должны побеждать. И вы абсолютно правы, что те времена, когда мы красиво умирали, красиво и гордо, прошли; сейчас мы должны красиво побеждать, красиво дальше жить. Вот это основной посыл нашего фильма, и я очень рад, что во всех 14-ти городах, где мы показывали фильм, публика адекватно это поняла.

– В одном из своих интервью вы говорили, что в Украине началось возрождение киноискусства и бум не за горами. Можно сказать, что уже, с премьерой «Красного» и последующими украинскими фильмами, которые выходят в прокат, этот бум начался?
Вы знаете, я вам даже более конкретно скажу. Дело не в буме, а в том, что наконец в Украине заработала киноиндустрия.
В Европе не так много стран, которые могут себе позволить иметь настоящую киноиндустрию, а еще меньше тех, которые обязаны ее иметь. Так вот Украина – одна из таких стран, которая и может, и должна иметь и развивать настоящую киноиндустрию.
Киноиндустрия – это не один-два фильма в год, а минимум по одному фильму в неделю. Так что этот сезон, осенне-зимний, который начинается в День Независимости с выходом в прокат фильма «Красный» – он исторический. Потому что впервые за все время существования независимой Украины на протяжении всего полгода выходит 13 новых украинских фильмов – и это только те ленты, которые выходят при поддержке Госкино. И еще я, к сожалению, не знаю, сколько представят независимых фильмов. Такое количество – впервые, и это говорит о том, что индустрия заработала. При том же фильмы выпускаются разножанровые, начиная с нашего исторического боевика и далее: и детский фильм, и комедия, и социальная драма, и фэнтези.
Наверное, символично, что этот сезон украинского кино начинается 24 августа «Красным», а заканчивается 6 декабря фильмом «Киборги».
В следующем году фильмов будет еще больше. И я абсолютно уверен, что скоро релизы новых премьер украинских фильмов будут появляться еженедельно. Это результат титанического труда всех профессионалов, которые вовлечены в это дело. Конечно, теперь можно сказать, что, как минимум в этой области, в кинопроизводстве (а это большая отрасль, которая имеет сложную инфраструктуру), все идет правильно и очень хорошо, и очень быстро.
Кстати, на днях у нас была встреча в Тернополе. Мы как раз показывали фильм там, и так совпало, что в тот же день официально заработала тернопольская кинокомиссия. Это большая тема. Мы не будем сейчас об этом говорить… Но кинокомиссия – это большая европейская традиция. У каждого региона должна быть своя, которая обслуживает, помогает, развивает местную инфраструктуру для создания кино.
Я просто хочу, чтобы вы поняли, что мы сейчас говорим не о том, что будет выходить 2, 3, 4 фильма в год, а будут представлять большое количество лент. И это важно.
— Сейчас некоторые люди говорят, что в условиях войны нельзя смотреть и снимать кино. Но, например, в Британии правительство во время Второй мировой войны выделяло огромные деньги на развитие киноиндустрии, потому как считалось, что только так можно одолеть врага на культурном уровне…
Абсолютно правильно! Если враг объявил нам гибридную войну, следовательно, это не простая война с танками и артиллерией. Это означает, что линия фронта проходит через все сферы нашей жизни, и, в первую очередь, через мозги, через сердца, через наши души. И культура, конечно, – тоже оружие. Это дух, это укрепление национального сознания нашего духа… Это четко сформулированная национальная государственная идея. Вот чему служит в условиях войны культура, и кино в частности.

Кадр из фильма «В котором мы служим», который был снят в 1942 году в Великобритании
— В современных реалиях Украины сюжетная линия «Красного» выходит далеко за пределы экрана и простирается на просторах Донбасса. Как известно, на востоке Украины длительное время российской пропагандой навязывалась мысль, что так называемые «бандеровцы» – это чистое зло. И в фильме Виктор Гуров говорит о Красном и его друзьях такую фразу: «у них другая Украина». И при всей сложности момента, как Вам удалось выдержать середину и не впасть в крайности в этом сложном вопросе?
Кино – это коллективное искусство. Есть рулевой, но вместе с тем есть и драматург – в нашем случае продюсер, который сам художник, сам творец, и отношение его к этому продукту не только как производителя, но и еще и как художника. Я к тому, что у нас была очень мощная творческая команда, которая работала совместно. И каждое решение, естественно, много обсуждали, взвешивали, и тогда решали.
Сначала автор сценария боялся пафоса, было и такое. Андрей говорил: а давайте вообще обойдем стороной, вообще без пафоса. Я, например, был абсолютно уверен, что в какой-то дозе пафос был нужен. Поэтому мы вот таким образом балансировали друг друга. И, конечно, мы хотели, чтобы картина выглядела не агиткой, а хорошего качества, хорошего европейского качества лентой, которая будет интересна широкому кругу зрителей. И мы примем участие в разных фестивалях, и покажем фильм за пределами Украины. Но все-таки для нас приоритетной задачей было показать украинцам качественное кино, завоевать украинского зрителя, увидеть полные залы. И пока что этот тур показывает, что такое возможно. И я очень надеюсь, что зрители, которые просмотрели передпремьеру в 14 городах, увидели качественный фильм, эмоциональную героическую историю без лишнего пафоса с использованием художественного инструментария.
— Были на площадке споры с автором книги «Красный» и одновременно сценаристом фильма Кокотюхой? Если да, то какие?
Нет, у нас было замечательное сотрудничество, абсолютно. Дело в том, что сценарий – это очень живой организм. Он все время дорабатывается. Он все время развивается. Все время появляются какие-то новые вещи. Раз пять приезжал на площадку Андрей, когда появлялись новые идеи.
Например, в фильме был очень ценный эпизод – празднование Пасхи. Так вот – его не было ни в романе, ни в сценарии. Идея Пасхи появилась во время съемок, и когда она возникла, мы попросили Андрея, он приехал, мы обсудили, он сел и написал. Это не один эпизод, это целый блок, потому что логика фильма и логика этой истории сама подсказала.
Таких примеров было немало. Этим работа была интересной и прекрасной, мы совместно творили. Когда я говорю о сплоченности команды, я в первую очередь имею в виду, что она все равно чувствует и читает логику фильма. И если все движется в правильном направлении, фильм сам подсказывает какие-то решения. Никто не считал какой-то текст Библии, где нельзя трогать ни одной буквы, это был живой организм, он все время развивался.

— А актеры предлагали свои эпизоды?
Я очень люблю слушать актеров, и да – бывало и такое. Для меня очень важно, чтобы актер комфортно чувствовал себя в рамках роли. Это одно из моих заданий. Поэтому когда актер предлагает, это в первую очередь означает, что ему комфортно, ему интересно, он развивается вместе со своим персонажем. Когда актер делает интересные предложения, я, как минимум, всегда готов обсудить, и если они стоящие – я согласен.
— Первая версия отснятого кино длилась около 4-х часов, соответственно, Вам нужно было много чего вырезать. Какие интересные сцены не попали в конечный продукт?
Конечно, в кино есть своя логика. История, которая длится 1 час 50 минут, оставила только то, что было необходимо для того, чтобы интересно и увлекательно рассказать эту историю на большом экране. Но те 2 часа, которые не вошли, мы их не выбросили, мы изначально знали, что будет и телеверсия. В телеверсии все это вернется.
— И когда ориентировочно будет телеверсия?
Я думаю, что мы сначала снимем приквел. Вы знаете, мы в июне победили на 10-м конкурсе Госкино с проектом нового фильма. Который будет называться «Красный. Без линии фронта». Первый наш фильм по мотивам третьего раздела романа, только лагерной главы, а в новой ленте мы расскажем предысторию долагерной истории, начиная с 36-го года по 45-й год. В начале Данил Красный – студент львовского университета, а в конце его арестовали, но, с вашего позволения, не буду «спойлерить». Скажу только, что это большая история, которая очень увлекательная, в которой будет много батальных сцен. Поэтому вскоре уже после того, как мы снимем новый фильм, будет телеверсия – наверное, где-то 8 серий, на основе двух фильмов.

Кадр из фильма «Красный. Без линии фронта»
— В вашем арсенале достаточно много отснятых фильмов. И сейчас вы уже снимаете новый под названием «Позывной Бандерас». Над какой лентой работать было тяжелее всего и почему?
Мне со всеми было интересно. Каждый фильм – это часть жизни. Ты проживаешь целую жизнь и каждый фильм, как ребенок. Я, наверное, тривиальные вещи сейчас говорю, но мы же всех своих детей любим и всех их воспитывать одинаково трудно. Но это большое дело… Я не могу сказать, что вот какой было труднее снимать, а какой был самым любимым. Они все одинаково любимые и требуют труда, самоотдачи, любви.
— Как Вы думаете, может ли кино изменить жизнь обычного человека?
В Франковске с нами были Олег Шульга и Люба Тищенко, и они сами признались в том, что это правда. Поэтому да, с удовольствием скажу, что наш фильм, как минимум, создал новую любовь, новую пару, которая любит друг друга. Поэтому в фильме у них есть такая чувственная история, которая из экранных взаимоотношений, к счастью, перешла в другую фазу в реальной жизни. Они сегодня пара, они любят друг друга и, надеюсь, будут любить до конца жизни. И, возможно, пригласят на свадьбу. (Смеется)