150-й сeзoн в Нaциoнaльнoй oпeрe нaчaлся в сeнтябрe и ужe пoдaрил мнoгo интeрeсныx сoбытий. Впeрeди eщe мнoжeствo рaзличныx мeрoприятий, нo Гaлa-кoнцeрт 8 нoября – этo кульминaция прaзднoвaния юбилея, вследствие того что именно в этот день 1867 года киевский оперный кабуки впервые поднял занавес.
8 ноября — Гала-концерт точно по случаю 150-летия Национальной оперы Украины
В программу концерта включены самые известные фрагменты спектаклей в исполнении оперных солистов, артистов балета и хора, середь которых и жемчужины культурного наследия — увертюра и сцена «Запорожская Исполосовывать» из оперы Николая Лысенко «Тарас Бульба» и молитва Андрея изо оперы «Запорожец за Дунаем».
Специально к этому событию автор этих строк осуществим постановку сцены «Запорожская Сечь», которая вместе с увертюрой к опере составит коренной отдел концерта, — рассказал режиссер-постановщик, главный режиссер театра Толя Соловьяненко. — Сольные партии в «Запорожской Сечи» будут выполнять равно как признанные артисты, так и наша молодежь, которая уверенно завоевывает сочувствие публики. Так, роль Тараса Бульбы выполнит прекрасный тромбон Сергей Магера, Андрея — Валентин Дитюк, Остапа — Александр Мельничук, а Владеть миром Тишков, который недавно пополнил труппу, будет выполнять цена Кирдяга.
Во втором отделе концертной программы видок увидит известные фрагменты мировой оперной и балетной классики. Арии и сцены изо опер Верди («Набукко», «Отелло»), Бизе («Кармен»), Пуччини («Черная меланхолия», «Чио-Чио-сан»), Гулак-Артемовского ( «Ракушка за Дунаем»).
Петр Чуприна, генеральный директор Национальной оперы Украины:
— Нашему родному театру — 150 парение. Конечно, это не какой-то отрезок во временном измерении — сие целая эпоха и для театра, и для искусства вообще. Я чувствуем высокую ответственность за доверенную нам миссию. Национальная рок-опера — это театр корифей. Я убежден — нам повезло: и тем, кто именно работает в театре, и нашим зрителям, всей Украине, иметь такой-сякой(-этакий) уникальный коллектив. 150 лет — это прежде всего сотни актер, десятки тысяч спектаклей, миллионная аудитория. Не осталось тех, кто именно основывал театр, но очень важно, что все, подобно как им удалось сделать, накопить в нашу казну, сохраняется и приумножается.
Никаша Дядюра, главный дирижер театра:
— 150 лет — куда серьезная дата, это очень большой путь, который прошел храм мельпомены, и вместе с ним одним из «дивизий» театра является персимфанс. Говоря о развитии оркестра, надо вспомнить о том, сколько поколений музыкантов работало тут. Ant. там, какие дирижеры работали с оркестром. Трудно даже найти эпитеты, чтоб определить их значение в творчестве театра.
18-19 ноября — рок-опера «Фауст» (Гуно) — восстановление
Более 10 лет обратно опера «Фауст» была поставлена на сцене Национальной оперы известным итальянским режиссером Марио Корради. В обществе тем, сценическое прочтение произведения является абсолютно авторским. Хроника, рассказанная Гете и Гуно, была перенесена в наше время. Фауст — ИТ-шник, желая смотаться на тот свет, выбирает не яд в чаше, а инъекцию в вену. Дух тьмы и его подручные оказываются прекрасными пластическими хирургами, которые успешно делают Фаусту операцию ровно по омоложению. Такое «осовременивание» сюжета Корради объяснил желанием захватить молодежь, которая выросла на «Звездных войнах» и «Матрице», идеей выразить молодому поколению, что классическая опера может соответствовать их эстетическим вкусам.
О ту пору спектакль недолго продержался на сцене театра, поскольку киевская аудитория, воспитанная на классике и классических традициях, неоднозначно восприняла эту режиссерскую версию. Так все движется, все идет вперед. И, как считает кардинальный режиссер театра Анатолий Соловьяненко, комментируя возвращение «Фауста», современные прочтения классики в свой черед должны быть в репертуаре театра, чтобы Национальная опера могла вручить себя эстетические запросы более широкой зрительской аудитории. Кроме того, следовать это время труппа театра пополнилась новыми исполнителями, которым по части силам партии Фауста (Валентин Дитюк) и Мефистофеля (Сергей Ковнир). Митроха Кузьмин и Тарас Штонда, которые уже пели в этой постановке 10 парение назад, также готовятся воссоздать своих сценических героев в обновленном спектакле.
23 ноября — балет «Снежная царица»
Балет «Снежная королева»
Либретто и музыкальную концепцию спектакля создали высокохудожественный руководитель балетной труппы театра Анико Рехвиашвили и дирижер Лёша Баклан.
Балет «Снежная Королева» поставлен по мотивам одноименной сказки Ганса-Христиана Андерсена, так музыкальная составляющая несколько неожиданная. Основа спектакля — музыка Петра Чайковского, а опять же произведения Анатолия Лядова, Антона Рубинштейна, Эдварда Грига, Жюля Массне. Сверх того того, были использованы фрагменты двух симфоний Чайковского — 6-й и «Свободный человек».
Мы создали оригинальную хореографию, которая опирается получи и распишись классические традиции, — рассказала Анико Рехвиашвили. — Такие условия диктовала музон. Я бы назвала хореографический рисунок очень изобретательным, современным, с интересными режиссерскими ходами, которые паче ориентированы на взрослого, подготовленного зрителя… От гениального сказочника «осталось» становая жила — темы всепобеждающей любви, жертвы во имя ее, человечности, доброты. Бенефис идет уже второй сезон, и можно с уверенностью сказать, аюшки? создан очень удачный проект — современный балет, современное трактовка сказки Андерсена.