Укрaинскaя жeлeзнaя дoрoгa вxoдит в 10-ку крупнeйшиx трaнспoртныx кoмпaний мирa. В мaсштaбax кoррупции тoжe нe oтстaeт. 2 миллиaрдa дoллaрoв – имeннo столько сообразно оценкам экспертов недополучила в прошлом году «Укрзализныця».
Первая и самая масштабная теневая деталь заключается в тарифных манипуляциях. В частности, ограниченный круг компаний имеет исключительные заниженные тарифы получай перевозку. То есть, переместить одну тонну сырой руды им целесообразно втрое дешевле, чем одну тонну уже готовой продукции.
Нам 10-летиями рассказывали о томище, что государство должно поддерживать отдельные отрасли экономики, которые работают получи и распишись глобальных рынках, то есть продают свою продукцию числом мировым ценам и при этом они получают дополнительные достижения за счет искусственно заниженной цены на перевоз иль своего сырья, или продукции, — рассказывает эксперт по транспорту Лексаша Кава.
Такое право, скажем, имеют компании СКМ — Рината Ахметова и Ferrexpo AG Константина Жеваго. Подобные скидки действуют и в европейских странах, же доступ к ним имеют все. В Европе недополученная прибыль железной дороги рейх покрывает дотациями. В Украине никаких компенсаций нет. Поэтому тарифная благонадежность на руку только олигархам. И отнюдь не «Укрзализныци» иль ее работникам.
Во второй схеме заинтересовано откровенно высшее руководство «Укрзализныци» — говорят эксперты. Аренда государственных вагонов в один-два раз ниже частной цены. Получается, что вагонным парком спекулируют тетуся, кто его распределяет. Из-за сезонного дефицита, железнодорожный поезд становится на вес золота, а черная касса за обрисованный транспорт оседает в карманах чиновников.
В 2015 году был цена 200 гривен за подачу такого вагона. В прошлом году сии тарифы выросли до 1500 гривен, так как отсутствие. Дефицит порождает спрос и на этой разнице спроса и предложения якобы раз и обнаруживается коррупционная складовая, — говорит директор программы «Инфраструктура будущего» Воля Шульмейстер.
Чтобы преодолеть эту схему и ряд других безграмотный нужно менять законодательство. Надо просто отказаться от государственного регулирования, отдать всем равные условия и отпусти тарифы в свободное рыночное саженки.
Третья схема связана с закупками уникальных комплектующих. В структуре «Укрзализныци» питаться собственный институт сертификации. Согласно тендеров допускаются только тетуня, кто прошел проверку и получил зеленый свет. Сертификат бери поставку крепления рельса к шпале имеет только корпорация КРТ. Изо-за монополии предприятие диктует не рыночные, а собственные цены — примерно в три раза дороже, чем в Европе. Владельцами производства являются нардепы братья Дубневичи. Хотя они не единственные кто пользуется псевдо-уникальностью своих запчастей. Согласно приблизительным оценкам, по этой схеме «Укрзализныця» ежегодно теряет вблизи 50 миллионов гривен.
Кроме озвученных коррупционных сценариев, «Укрзализныця» упрощенно утонула в целом ряде серых схем. На государственном предприятии постоянно закупают запчасти бывшие в употреблении или бракованные, воруют горюче-смазочные материалы, отмывают сотни миллионов держи электроэнергии, и за все время для руководящего состава безлюдный (=малолюдный) было никакой уголовной ответственности. Министр инфраструктуры Владимир Омелян клянусь — миллионные потоки покрывают не на предприятии, а в высших эшелонах власть.
Не надо назначать каких-то супер учитель, которые давали бы лекции по стратегии на 100 планирование вперед. Просто надо забрать свинью и дать яблоне разбудить яблоки. Отсутствие наказания — оно провоцирует коррупцию, — делится майордом.
Из-за недополучения прибыли «Укрзализныця» едва сводит и концы в воду с концами. Чтобы предприятие не остановилось, экономят на по всем статьям: ремонт железнодорожного полотна, недопоставки комплектующих и обновление вагонного парка. По части оценкам экспертов, если в ближайшее время ситуация не изменится — «Укрзализныця» проживет отнюдь не более 5-ти лет.