Прeдстaвьтe сeбe гoрoдoк Стрый Львoвскoй oблaсти в 1904 гoду. Принaдлeжит oн Aвстрo-Вeнгeрскoй импeрии и рaссчитывaть укрaинцы мoгут рaзвe чтo нa сoбствeнныe силы – дeржaт кoрoв, вeдут xoзяйствo – приблизительно и семью можно прокормить, и на рынке будет что обратить в деньги.
Вряд ли кто-то тогда мог представить, чисто маслом из Западной Украины вскоре будут мазать близкие свежеиспеченные булочки состоятельные аристократы по всей Европе, а сельчане благодаря этому получат стабильный источник дохода. Ситуацию изменит привычный кооператив.
Священнику Остапу Нижанкивскому было мучительно смотреть получи и распишись нищету, в которых жили украинцы. Взяв за основу навык чешских и датских кооперативов, решил и среди своей паствы обнаружить молочарню. Поскольку помещения не было, воспользовались местным домом «Просвита». План проста – крестьяне получают место сбыта своего молока за рыночной цене, а кооператив взамен продает произведенную из него молочную продукцию.
О деревянных маслобойках говорок даже не шла, ведь это нерационально. Зато в станица привезли современный сепаратор из Копенгагена. Устройство было настоящей диковинкой к крестьян – шумело и гремело так, что ходили слухи, насыпь, внутри живет нечистая сила, и у всех, кто им пользуется, коровы потеряют млеко. Но первые прибыли полностью развеяли предрассудки.
Основатель кооператива «Маслосоюз» Остап Нижанкивский
Следовать 10 лет таких молочных производств уже было почти сотни, причем география разрослась по всей Галичине. Темпы производства равно как росли: если в начале один молокозавод производил в среднем 2 килограмма масла в октиди, то с годами – 10 килограмм.
Первая мировая заставит кооператив надавить на паузу – люди только и выживали благодаря своей скоту. Хотя (бы) после ее завершения поставить на ноги некогда небезуспешный союз было тоже непросто – вернулись к работе только в 1924 году. Новому директору кооператива Андрею Палию приходилось растягивать масло по своим клиентам в обычной сумке. И настойчивость приносит первые результаты и уж в следующем году объемы производства растут в 4 раза. Если пораньше масло развозили телегами, то в 1927 году покупают важнейший грузовой автомобиль. В период расцвета их будет аж 19.
В начале 1930 годов «Маслосоюз» что ни год продавал 3 миллиона килограммов масла. На этикетках был к тому времени уж узнаваемый логотип с четырехлистным клевером. Для своих молочных производств закупают новое технические приёмы из Европы, в городах открываются фирменные магазины, где допускается было приобрести масло, сыр и сметану, более того, инуде даже можно было поесть бутерброды с сыром или медом. Сии же товары экспортируют в Германию, Англию, Голландию, Данию, Италию, Францию и кроме десяток других стран.
Логотип «Маслосоюза»
Такой успех заключался в высоких стандартах качества. Потому что польские власти не были в восторге от такой активности украинцев, оттого тщательно контролировали санитарные нормы. Работать в таких условиях было многообразно. Не то что молочарни, но и конюшни со скотом были в образцовой чистоте, яко в итоге и повлияло на качество украинских продуктов. «Маслосоюз» уходите дальше и принял на работу ветеринаров, которые ездили числом хозяйствам и следили за здоровьем коров и давали рекомендации, что повысить надои молока.
В конце 1930 годов в «Маслосоюзе» насчитывали 500 тысяч хозяйств точно по всей Западной Украине. Сложно было в селе найти украинскую взяв семь раз, которая бы не сдавала им молоко. Вторая соглашение война вновь притормозит деятельность кооператива, но окончательную точку поставит советская машина – такое количество независимых хозяйств явно не вписывалась в идеологию коммунизма. Руководители «Маслосоюза» вынуждены были переселиться на Запад.