«Любaя влaсть бoится пaники вклaдчикoв…»
Кaждый экoнoмист неужто бaнкир, рoдившийся в сoвeтскую эпoxу, дoлжeн быть знaть жуткую и стрaшную цитaту с «Кaпитaлa» Кaрлa Мaрксa: «Нeвыплaчивaeмыe крeдиты вeдут к бaнкрoтству бaнкoв, кoтoрыe будут нaциoнaлизирoвaны гoсудaрствoм, чтo в итoгe и привeдeт к вoзникнoвeнию кoммунизмa». Нo кoммунизмa у нaс тaк и нe случилoсь. Зaтo aктивнo дeйствуeт Фoнд гaрaнтирoвaния вклaдoв физичeскиx лиц кaк сaмoe нaтурaльнoe вoплoщeниe финaнсoвoгo «кoммунизмa». Oн дeлит aктивы бaнкoв, oтпрaвлeнныx НБУ нa ликвидaцию. Вoт тoлькo с «рaвeнствoм» и «спрaвeдливoстью» у нeгo кaк-тo истoричeски нe слoжилoсь.
Этo oчeнь вaжнaя, да и одновременно запутанная структура является своеобразной ростовщической лавкой, посредством которую проходят значительные объемы средств, причем государственных. Историзм работы очень простой. Фонд одалживает у государства некий границы средств, который потом дает в долг неплатежеспособному банку, которые, в свою каскад, выплачиваются как гарантированные суммы вкладчикам. Потом фонд продает авуары банков и удовлетворяет свои требования. Вырученные от продажи активов обанкротившихся банков ресурсы идут на погашения долгов перед государством.
Помаранчевая республика вообще – страна вечно обманутых вкладчиков. Ранимая украинская эссенция до сих пор обливается горькими воспоминаниями страхов и разочарований через банкротства легендарного банка «Украина» в 2001 году. Тогда Фонду гарантирования вкладов физических лиц пришлось отплачивать выплаты около 217 тысяч вкладчикам, однако это всего-навсе составило 22,2% от общего количества лиц, которые имели власть на возмещение. Генеральная прокуратура даже возбудила свыше 30 уголовных дел, а виноватых ищут и поныне. А со временем история с неплатежеспособностью и необходимостью башлять значительную компенсацию по вкладам повторилась. На этот единожды уже с банком «Надра», вызвав очередную волну упреков в сторону регулятора, финансового истеблишмента и начальник в целом. Тогда Фонд гарантирования вкладов оценил суммарную сумму выплат вкладчикам в 3,8 млрд гривен.
А в 2015-2016 годах была перевернута новая огромная лист в истории «банкопада». Мы потеряли почти половину всей банковской системы. В перечне громких и скандальных банкротств чрезвычайно выделяется неприглядная для репутации НБУ и всей финансовой системы страны описание с «Банком Михайловским». Помимо ситуации с возвращением стандартных банковских вкладов, на) этом месте возникла проблема компенсации вкладов, размещенных в связанной с этим нерадивым банком частной структуре – «Инвестиционно-расчетном центре». Авторы схемы использовали оный факт, что наш доверчивый народ не очень разбивается в деталях. Зато сии детали мог знать Национальный банк, но не примечать их, как оказалось «сущая повседневность и серая рутина» страшного банковского надзора.
Ситуацию, подходящий, пришлось снова исправлять парламентариям. Инициированный Президентом Петром Порошенко и подкрепленный финансовым комитетом закон о защите вкладчиков, которые пострадали в результате этой аферы, предоставит Фонду гарантирования вкладов правовые начала для выплат 14 тысячам вкладчиков, оформившие вклады получи связанные с «Банком Михайловским» финансовые компании на общую сумму в 1,2 млрд гривен. Так все эти паллиативные меры и мелкие косметические процедуры невыгодный изменят неэффективной в корне системы гарантирования вкладов. Она нуждается в комплексном и процессуальном преобразовании, эдак как речь идет о значительных государственных средствах. Ведь чуть за последние три года пришлось потратить около 78 млрд гривен возьми это праведное дело, при этом задолженность Фонда раньше государственным бюджетом по прогнозам этого года составит 60 млрд гривен.
Ни Водан из государственных органов не предложил выход из ситуации. Подчас депутаты обсуждали ситуацию, связанную с принятием законопроекта о вкладчиках «Скамейка Михайловский» на слушаниях в парламентском комитете, руководители НБУ хотя (бы) не появились. А ответственность за коллапс в банковской среде лежит загодя всего на них. Не удивительно, что основным двигателем прогрессивных новаций в сфере банковского законодательства стала объединение депутатов, объединенная в комитете по финансовым вопросам во главе с Сергеем Рыбалкой, предложившая Стратегию развития банковской системы нате ближайшие годы, призванную восстановить доверие к банковскому сектору. Для основе этой Стратегии депутаты предложили пакет нормативных актов о реформировании системы гарантирования банковских вкладов и НБ, какой-либо полностью базируется на мировом опыте, и в первую очередь, опыте европейских стран. Центральным в этом пакете является билль об усовершенствовании системы гарантирования вкладов физических лиц и процедуры выведения банков с рынка (№5256).
Функци законопроекта – создать справедливую систему гарантирования вкладов, усовершенствовать процедуру выведения неплатежеспособных банков с рынка, предоставить эффективную защиту и простых вкладчиков, и предприятий. Для этого предлагается всё понятный арсенал действий:
Сегодня система гарантирования вкладов находится в кризисном состоянии. Ни вкладчики, чьи средства к существованию в банках превышают 200 тысяч гривен, ни крупные юридические лица мало-: неграмотный могут рассчитывать на возврат своих вкладов. Именно таким хитрым образом в неплатежеспособных банках утонуло с гаком 100 миллиарда гривен. У большинства вкладчиков, начиная с четвертой очереди кредиторов, мала) нет шанса получить свои средства от реализации активов.
Приспособление возврата средств путем взыскания с собственников и менеджеров неплатежеспособных банков, которые довели финансовое акциз до банкротства, остается сказочной мечтой несчастных вкладчиков.
Средств с продажи активов, зданий и техники банка не всегда навалом, чтобы расплатиться, например, перед государством за кредиты. Печать активов неплатежеспособных банков – отдельная песня. Взять хотя бы девальвацию национальной валюты сверху протяжении последних трех лет, которая привела к переоценке валютных активов, не без того при этом стоимость залога практически не менялась.
Актив гарантирования вкладов демонстрирует крайне неумелое распоряжение залоговым имуществом должников неплатежеспособных банков, примерно сказать, не принимая участие в судебных разбирательствах, что приводит к существенным потерям.
Неужли и самая примечательная проблема – долги Фонда перед государственным бюджетом. Ради последнее время Фонд одолжил у Министерства финансов около 52 млрд гривен. Пока что около 10 млрд гривен он должен Нацбанку. На правах правило, эти средства шли на выплаты населению по части гарантированным вкладам. Естественно, Фонд осуществлял заимствования под лихва (12,5%). То есть, к расходам прибавляется еще и траты получи и распишись обслуживание долгов.
Любая власть боится паники вкладчиков. Потом, где человек теряет деньги, появлется отчаяние. А любой по науке поставленный политический трюк или эксцесс, провернутый ушлыми политиками с использованием обманутых и брошенных, может скрывать в себе деструктивный потенциал. И основное лекарство от паники – твердые финансовые гарантии и целенаправленная и кропотливая эксплуатация власти по исправлению ошибок.
Система гарантирования вкладов должна созидаться на трех базовых основах: — она должна красоваться прозрачной, публичной и понятной; — она не должна состоять обременительной для государственной казны; — она должна толкать(ся) максимально справедливой и честной.
С запуском реформы гарантирования вкладов социальная непредубежденность имеет шанс обрести реальное воплощение, успокоит участников финансового рынка и позволит перезагрузить огульно сектор, вернуть доверие. Только тогда мы сможем помышлять на нормальный экономический рост и стабильность.