С сaмoгo нaчaлa этoгo гoдa прaвитeльствo пoстaвилo пeрeд сoбoй дoвoльнo aмбициoзную зaдaчу – скажем пoд стрoгий кoнтрoль выплaту минимaльнoй зaрплaты в рaзмeрe 3200 гривeн. Тo eсть, прoвeрять бизнeс, нe выдaeт ли oн случaйнo зaрплaты в «кoнвeртax». Ктo будeт xoдить с прoвeркaми и кaкиe штрaфы грозят недобросовестным работодателям – читайте ужо.
Щедрая правительственная инициатива – повышение минимальной зарплаты в два раза до 3200 гривен – и станет причиной проверок частных предприятий. Чай, по подсчетам инспекторов по труду, около 10 миллионов украинцев, которые получают зарплаты, общо не платят налогов.
Кто будет проверять?
Мониторить выплату работодателями минимальной зарплаты наемным работникам полноте специальная Межведомственная группа во главе с вице-премьером Павлом Розенко, которая, объединение словам премьер-министра Украины, будет «восстанавливать справедливость бери местах». Такие группы должны быть созданы в каждой области, их командировка – реагировать на жалобы от работников на своих «шефов».
Дополнительные власть также получили органы местного самоуправления. Антон Куц, (присяжный, руководитель практики разрешения конфликтов и споров JUSCUTUM в комментарии сайту «24» объясняет: в дальнейшем планируется выковывание соответствующих групп на уровне областей. Рабочую группу надобно возглавить человек по должности не ниже уровня заместителя главы ОГА. И туда должны быть включены представители образования, здравоохранения, культуры, социальной круги, территориальных подразделений пенсионного фонда, налоговой, государственной службы труда. Сие будут так называемые «группы реагирования».
Учитывая, в таком случае что структура еще устанавливается, трудно сказать, какой активности допускается ожидать от таких групп, – говорит Куц.
И добавляет: предприятия, чисто не повысили заработную плату до надлежащего уровня то есть (т. е.) нарушают права работников, могут ожидать «новых гостей» и «новые проблемы».
Пользу кого контроля ситуации в негосударственном секторе представители таких областных групп должны кооперироваться с уполномоченными организаций профсоюзов и работодателей. Эти организации должны догонять информацию о нарушениях, группы, в свою очередь, должны реагировать возьми нарушения.
Куда обращаться работникам?
В Кабмине выдали свидетельство о немедленном рассмотрении жалоб работников по вопросам нарушения их трудовых прав, отмечает законовед. Планируется создать дополнительные коммуникационные возможности для этого. Какие средства к существованию коммуникации будут использоваться, решится на местном уровне – торопись всего, это будут «горячие линии».
Работникам, которым мало-: неграмотный выплачиваются причитающиеся суммы, необходимо обращаться как к работодателю и профильному профсоюзу, что-то около и искать помощь в ОГА. В остальном их права остаются кроме изменений, подчеркивает Куц.
Будет ли это что-то чье эффект?
Как отметила в комментарии сайту «24» Александрушка Бетлий, координатор проектов Института экономических исследований и политической консультации, (ввертывать сейчас о рабочих проверках рано, по крайней мере, часа) ничего не принято конкретно. Пока только разрабатывается расчет приказов и регуляторные акты Государственной инспекцией труда, Кабинетом Министров, Минсоцполитики, в таком случае есть органами, отвечающими за рынок труда.
До какой степени это будет эффективно, зависит от того, что перестань прописано. И как это будет воплощаться в жизнь, – отметила Бетлий.
Числом мнению Виктора Тарана, эксперта группы публичных финансов Реанимационного пакета реформ, ясный, что в некоторых сферах, например, строительных компаниях, в которых работают наемные рабочая сила, положительный эффект проверки будет. То же самое касается и сезонного заработка, отметил спирт в комментарии сайту «24». Ведь есть шанс, что сии люди будут требовать защиты своих прав. Этот раздел рынка, по словам эксперта, составляет 15-20%, и вывести с тени его будет легче. Другое дело – крупные компании, в которых рабочая сила работают долго и системно. Они, говорит Таран, вряд ли будут ныть на своего работодателя.
Главная идея правительства заключалась в томище, чтобы постепенно выводить из тени заработные платы. Вследствие чего даже тот небольшой эффект, который будет, положительно повлияет бери общий баланс бюджета и собственно дефицит Пенсионного фонда, подытожил Ростр.
Какие штрафы?
Впрочем, больше всего дискуссий в начале сего года вызвали новые размеры штрафов в сфере законодательства о труде, отмечает в комментарии сайту «24» пандектист PLP Law Group Олег Новинский. В частности, существенные изменения претерпела ст. 265 Кодекса законов о труде Украины, которая, опричь новых санкций, предусматривает увеличение старых штрафов, которые привязаны к минимальной зарплате в 3200 гривен.
Из чего явствует, если работодатель не допустил к проведению проверки инспектора тож препятствовал ее проведению – штраф составит 3 размерам минималки, ведь есть 9,6 тысячи гривен.
А если работодатель еще раз не допустил или препятствовал проведению проверки, цель которой обнаружить неоформленного сотрудника или оформленного на неполное рабочее исполнившееся (в случае фактического выполнения работы полное рабочее время) и выплату заработной платы в «конверте» – санкции достигнут 100 размеров минимальной зарплаты, а сие 320 тысяч гривен.
Если работодатель нарушил отдельные люди требования трудового законодательства, должен будет уплатить штраф в размере одной минимальной зарплаты – 3,2 тысячи гривен.
Старые штрафы, яко остались
Кроме новых, никто не отменял и старых санкций. В такой мере, в прошлом году за каждого неоформленного сотрудника грозил взыскание в размере 43,5 тысячи гривен (30 минимальных зарплат), по времени роста минималки за это же правонарушение придется расплатиться 96 тысяч гривен. Такой же штраф будет в томище случае, если работник оформлен на полставки, а фактически работает точный рабочий день.
Если работодатель дополнительно не оплачивает работу в пастьба время и на выходных -– придется заплатить штраф в размере 10 минимальных зарплат – 32 тысячи гривен. Если бы зарплату задержали, предприниматель должен будет заплатить штраф в размере 9,6 тысячи гривен.
А ради несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами «О воинской дело и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации» – работодателю скажут амортизировать долг 32 тысячи гривен за каждого работника.
Безошибочно 320 тысяч гривен?
Из описанных санкций в бельма бросается штраф в размере 320 тысяч грн за недопущение сиречь препятствование проведению проверки, который у большинства работодателей вызвал старшие сомнения в его адекватности, замечает Олег Новинский. Оно и малограмотный удивительно, так как этот штраф превышает размер большинства штрафов, предусмотренных после совершение некоторых уголовных преступлений.
Новинский объясняет: методика определения размера любого штрафа должна держаться принципа соразмерности вреда, причиненного преступлением, «тяжести» ущерба и мероприятия ответственности. То есть государство должно позаботиться об определенном балансе среди средствами воздействия, которые применяются к правонарушителю, адекватной оценкой его противоправных действий и целью, которую хочет добреть государство.
Очевидно, что мера наказания (размер штрафа в размере 320 тысяч гривен) в значительной степени может приумножить функцию предотвращения правонарушений в сфере отдельных вопросах соблюдения законодательства о труде, только однозначно не является адекватной и соразмерной тяжести данных правонарушений, – комментирует Новинский.
Законодавец объясняет значительный размер санкций тем, что из-из-за неуплаты налогов и взносов с «теневых» заработных плат специалист сторона теряет миллиарды гривен, которые должны были бы попасть в госбюджет, в эмеритальный и другие страховые фонды.
Нелегкая борьба
С статья (особь стороны, по мнению юриста PLP Law Group Олега Новинского, реслинг с «серыми» зарплатами будет для государства нелегкой. Ведь сообразно законам рыночной экономики, предприниматель готов платить работникам маловыгодный столько, сколько они заслуживают, а ту сумму, которую работник по найму может себе позволить платить, чтобы обеспечить надлежащую подъем. Поэтому, отмечает юрист, бюджет на зарплату почти издревле один и тот же, несмотря на то, полностью официальная симпатия или нет.
К тому же, подчеркивает Новинский, что показывает практика, при должной осмотрительности, на предприятии контролирующему органу ан невозможно обнаружить и доказать правонарушения в сфере законодательства о труде, иначе) будет то сам работник не будет сотрудничать с данным контролирующим органом и далеко не выложит ему всю правду. Однако про эффективную социальную защиту работающего населения мало-: неграмотный может идти речь, если часть этого же населения сплошь и рядом сама не хочет, чтобы государство их защищало, бесхитростно не отстаивая собственные трудовые права.
В то но время, отмечает Куц, правительство понимает, что недоплата заработной платы невыгодный только влияет на благосостояние и настроение населения, но и обеспечивает дополнительное наливание бюджета. Поэтому ждем следующие шаги «борьбы с конвертами».