21 мaртa Вeрxoвнaя Рaдa узaкoнилa стимулирoвaниe прoизвoдствa тeплoвoй энeргии изо aльтeрнaтивныx истoчникoв, приняв сooтвeтствующий зaкoнoпрoeкт №4334.
Этo знaчит, чтo грeться, сжигaя сoлoму, oпилки и другиe биoрeсурсы, тeпeрь мoжнo малограмотный только дома, но и вполне превратив это в законный дельце.
Народный депутат и соинициатор законопроекта Александр Домбровский предварительно голосования за документ отмечал: должны создать законодательную основу к увеличения производства тепловой энергии из альтернативных источников и выработать его конкурентным.
В чем суть закона?
В Раде как по нотам поняли (наконец!) — необходимо увеличивать использование собственных энергетических ресурсов. А чтобы это направление развивать, нужно создать заинтересованность в таком бизнесе. А единаче производители тепловой энергии из возобновляемых источников были поставлены в неодинаковые условия с теми, кто использует газ.
Собственно, билль и предусматривает создание законодательной базы для конкурентного использования собственных энергетических ресурсов. А не более и не менее:
— передачу органам местного самоуправления полномочий по установлению тарифов и лицензированию хозяйственной деятельности точно по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии из альтернативных источников; — диагностирование тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую из альтернативных источников, бери уровне 90% от действующего тарифа на тепло с газа угоду кому) нужд бюджетных учреждений и населения.
Перспективы
Энергетический сюрвейер Офиса эффективного регулирования Алексей Оржель пояснил в комментарии сайту «24» естество нового закона: установить тариф на тепловую энергию, производимую изо альтернативных источников. Основная задача — использовать источники украинского происхождения и отнюдь не выводить за границу деньги за газ.
Логика такова, так чтоб дать минус 10% рынка в природном газе. Решили, будто минус 10% — это четко определенная стоимость, будущий инвеститор может определить ближайший тариф на газ, или осведомиться его в обладминистрации, и соответственно получить в своей бизнес-модели будущую цену получай тепловую энергию. Это также важный фактор, — отметил Оржель.
Симпатия напомнил — уже год как НКРЕКП не устанавливает тарифы, в любви и согласии закону о регуляторе это отнесено к полномочиям местной власти. А у них отнюдь не всегда есть возможность и специалисты, чтобы это посчитать. Оттого и было принято такое решение.
Оржель добавил: таковой закон — первые шаги, чтобы заинтересовать инвестора.
Числом словам эксперта, все дело в том, что в регионах, идеже биомасса является более доступной, установленный законом процент пусть даже больше, чем нужно. Например, если у вас лесоперерабатывающее база через дорогу, вы можете закупать там биоэнергетическое сырьевые материалы, которое они раньше просто утилизировали.
Для объектов, идеже нет биосырья, как Одесская, Кировоградская области, надо шевелить использование соломы. А это более дорогое оборудование и больше проблем, на худой конец она и стоит дешевле: для заготовки здесь короткий число времени, ее надо сушить, хранить. Поэтому там установленного тарифа может взяться недостаточно, — пояснил эксперт.
Но, подчеркнул Оржель, сие первый шаг, и он будет работать там, где прибыльно инвестору. Мы по этому индикатору сможем понять — идеже достаточно этого стимулирования, а где нет.
Риски
Директор общественного объединения «Экспертная платформа по энергоэффективности» Игорь Черкашин не в такой мере оптимистичен. Он считает, что перед подписью этого закона в Петра Порошенко есть расчет спросить, почему в Украине нужно платить за тепло изо биомассы 90% от тепла, получаемого из газа ровно по вымышленному «рыночному» газовому тарифу?
«У нас «дрова» с соломой в свою очередь через немецкий хаб будут закупать? Так, например, в Литве сие соотношение на уровне 65-70%, и оно разное по разным городам. А учитывая вчерашнюю инициативу Президента продать тарифообразование по теплу и воде на местные советы, ведь устанавливать такой процент — отраслевой протекционизм чистой воды. И приставки не- надо говорить, что это не только для биомассы, а и для других видов возобновляемых источников энергии. Других по части теплу в стране просто нет», — отметил Черкашин.
До словам Алексея Оржеля, другими рисками и практическими проблемами может комплекция местная власть, что временами способна саботировать любые инициативы, в книжка числе — и энергетические, пытаясь получить какие-то политические дивиденды.
С ним согласилась и энергетический сюрвайер Мария Яковлева, отметив, что у нас часто «идея гениальная, а воплощение «народное», к которому народ не имеет отношения». Впрочем, в соответствии с ее мнению, риски могут быть также во вторичном законодательстве, нормативных документах, которые склифосовский разрабатывать Кабинет Министров или регулятор: риски часто рождаются спустя некоторое время и искажают нормы закона.
Когда же первые результаты?
Коль скоро бы не сложилось с рисками, но для инвесторов сочтенный законопроект в любом случае уже положительный сигнал, считает Оржель.
15 апреля закончится нагревательный сезон. Если для инвесторов эта величина является адекватной, они вслед лето подготовят проекты. И на выходе со следующего отопительного периода да мы с тобой уже будем понимать, сколько новых, где их мало-: неграмотный хватает, где вовсе не было, потому что далеко не хватает стимула, — уточнил он.
Итак, большинство экспертов единодушны — производители тепла изо альтернативных источников наконец получат законодательную возможность подключения в общенациональную частик и поставки такого тепла потребителям. Если это произойдет — сие будет рождение рынка тепла. У потребителей появится выбор вдоль покупке тепла у того или иного производителя, чего держи сегодняшний день нет.