Пoслe пoчти трex лeт рaбoты Фoнд гoсудaрствeннoгo имущeствa бeз oсoбыx успexoв oстaвил eгo рукoвoдитeль – извeстный инвeстбaнкир Игoрь Билoус. В прaвитeльствe oпeрaтивнo пришли в сeбя и зaявили, чтo знaют, кaк быстрo прoдaть бoлee 3, 500 прeдприятий.
Пoчeму успeшнoму инвeстбaнкиру нe удaлoсь прoдaть ни oднoгo крупнoгo прeдприятия, кaкoй «xoд кoнeм» придумал Кабинетик министров и не грозит ли это огромной аферой, журналисты «24» спросили у заслуженного экономиста Украины, бывшего главы Фонда госимущества Ксана Бондаря. Он сумел, в сложных политических условиях и под давлением олигархов, умереть и не встать-второй раз продать крупнейший металлургический завод Украины «Криворожсталь».
Следили ли вас за тем, кто пришел в Фонд госимущества после Революции совершенства?
Игорь Билоус пришел в Фонд госимущества с частного сектора
Яко, Игоря Белоуса, который пришел руководить, я знаю по предыдущим годам, иным часом он работал в бизнесе. Мне известно, что он пришел в Объём и сказал, что отвергает всю предыдущую деятельность Фонда. Придет его общество, которая будет эффективной и способной продавать.
Его личный состав формировалась с подачи международных организаций – МВФ и швейцарского холдинга UBS. Сие учреждение, затем стало финансовым советником * по приватизации Одесского припортового завода.
Коннетабль по приватизации – согласно украинскому законодательству – это международная финансовая образование с безупречной репутацией, которая помогает Фонду подготовить предприятие к продаже. Избирается бери конкурсной основе.
На мой взгляд, категорически не рекомендуется привлекать к государственной службе людей, которые работали на противоположную сторону. Держи своей должности Белоус руководствовался логикой покупателей, забыв, что такое? он является продавцом. Мне кажется, что он неважный (=маловажный) переживал за государственное имущество, а занимался делами инвестора. В среднем и произошло. Дважды объявлялся конкурс на продажу ОПЗ и вдвое был провален.
Сейчас известно, что в руководстве Фонда приватно действует квотный принцип. Один заместитель от БПП, кто-нибудь другой – от «Народного Фронта». Как было на вашей каденции?
Провластные партии поделили общество влияния в Фонде госимущества
На моей было ещё раз хуже. Вмешательство политиков было серьезным. К нам лезли любое – и депутаты и чиновники. Мне открыто навязывали заместителей. Когда они приходили и я видел, ась? эти люди работают не на государство, я их пытался вывести.
Сегодня я вижу – там никакой борьбы нет. Вотан заместитель Белоуса работает на одну фракцию, другой возьми – другую. Этого даже никто не скрывает.
Были и некоторые примеры. Когда приходили назначенцы от конкретных людей, да потом начинали работать со мной на государство.
Когда у руководителя нет веса, статуса, то он не сможет править своими подчиненными.
Ранее назначали серьезного человека и не более чем потом могли попробовать подсунуть какого-то своего заместителя. Однако с главой Фонда все считались. Этот перелом произошел, должно) (думать, тогда, когда вместо меня Янукович назначил Чечетова. И старый и малый последующие главы были абсолютно управляемы.
Если в тот же миг даже посмотреть на заместителей, которые были в Белоуса, в таком случае там есть фигуры значительно более влиятельные чем спирт. При таких обстоятельствах почти невозможно работать. И теперь я слышим истории, почему ему не удалось – закона, условий как не бывало, давление и так далее.
Приватизацию должны проводить авторитетные сыны) Адама. В политике ли или в бизнесе. Без этого никаких сдвигов повременить не стоит. Иначе нам придется проводить приватизацию, которая выгодна любому, точию не государству и украинцам.
Как-то в своем недавнем беседа Белоус заявил, что Национальная комиссия, осуществляющая государственное наладка в сферах энергетики и коммунальных услуг, должна принять решение о RAB-тарифах. Что-что это за вообще тариф и действительно ли он нужен для того приватизации?
Руководитель НКРЭКУ Дмитрий Вовк
Сие вообще ужас. Этот тариф предлагает продавать объекты в (видах продажи, а условия ставит такие, которые выгодны покупателям. Вас можете представить, что продавец картофеля на рынке первому покупателю говорит: соответственно какой цене и при каких условиях вы готовы затарить мою картошку?
Если такое решение будет так (заведено, то это ударит очень сильно по потребителям и брось очень выгодным для тех, кто приобретет облэнерго и генерацию.
Секрет его довольно проста – заложить будущие инвестиции в цену объекта. Так есть инвестор приходит и не свои деньги вкладывает, а беретик из этого тарифа, то есть с людей. Вот и все суть. Международные финансовые организации и наши олигархи этом токмо аплодируют.
Возможно, изменилась реальность с тех пор, временами вы руководили Фондом? И такие причудливые вещи появляются в (видах того, чтобы любого инвестора притянуть за уши?
Пусть даже если Украина не привлекательна, разве это означает, что-что ситуацию следует доводить до абсурда? Разве мы должны развязывать мошну за то, чтобы к нам кто-то пришел и по (по грибы) наши деньги что-то делал с предприятиями? Ни в одной стране такого никак не было.
Сейчас из уст депутатов звучат заявления, по какой причине проблема заключается не столько в приватизации, сколько в том, что-что государство только является формальным владельцем предприятий, а менеджмент контролируют персонал со своими интересами?
Когда я начинал приватизацию в 1990-е годы, в таком случае я заявлял абсолютно то же, что сейчас говорят сии депутаты. Спросите – зачем? Чтобы мне позволили проводить приватизацию, яко как все были против. Эта проблема есть. Я с ней под метелку согласен, но это не причина продавать предприятия из-за бесценок.
Если у вас такой действенное правительство и премьер-министр, то зачем вы расписываетесь, что вы ничего безвыгодный можете сделать?
Что будет с Фондом после Белоуса?
Мака Нефёдов может возглавить Фонд госимущества
Мне не секрет, что сейчас в правительстве готовят новый виток приватизации и без задержки доделывают соответствующий закон. Они предлагаю разделить предприятия получи и распишись «большие» – более 250 миллионов гривен активов и «малые» – менее этой суммы. Но это условно «малые», если занять даже 200 миллионов гривен – это около 7-8 миллионов долларов. Сие совсем не малые предприятия.
Под эту идею повинен прийти новый глава Фонда – Максим Нефёдов. Он а уже что-л. делает писал, что у него есть команда и он готов всегда это сделать.
Сначала Нефёдова могут назначить на время, чтобы он показал, способен ли собрать под эту инициативу значительная голосов в Верховной Раде.
Что опасного вы видите в этом законе?
После того предлагается, что сам Фонд остается в стороне от процесса приватизации. И претензий к нему в судах неважный (=маловажный) может быть. Большие объекты готовит (к приватизации – «24») денежный советник, с которым судиться можно будет разве что в Лондоне.
Дайнагон определяет всё, а Фонд – лишь бумажки преподносит.
Запугивание заключается в том, что предприятие могут отдать очень по сходственной цене, как было с «Криворижсталлю», но во-второй раз в Украине отставной козы барабанщик больше не сможет обжаловать это решение. В этом законе безграмотный предусмотрено также ограничение российского капитала.
Цена малого объекта определена в 250 миллионов гривен. Однако учтено ли, что национальная валюта упала в 3,5 раза вслед за эти годы? Я сомневаюсь, что кто-то индексировал номинальную ставка объектов. То есть при таких обстоятельствах за дешевле пареной репы можно купить и очень серьезное предприятие.
Вернемся к системе Prozorro. Вследствие этого вы назвали ее неэффективной?
Система Prozorro без остатка провалилась. Лучше всего это демонстрирует деятельность Фонда гарантирования вкладов. Некто пока отказывается от этой системы и передаёт продажу своих объектов большими лотами нате американскую биржу NASDAQ. Конечно, это довольно спорное усмотрение, но оно свидетельствует, что наше Prozorro неэффективно.
Предлагается, (для того так называемые «малые предприятия» продавались без стартовой цены. Я отношусь к этому начисто негативно – это будет очередная раздача имущества за дешевле пареных грибов.
К таким молодым политикам, как Нефёдов относятся с симпатией международные партнеры, а кроме им в рот заглядывает президент.
Предложение Нефёдова и Кабмина напоминает ми Сертификатную приватизацию 1990-х годов, выступления против которой стоили ми карьеры.
Сертификатная приватизация – приватизация крупных предприятий в Украине в 1990-х годах в условиях экономического кризиса. Народ, получившие имущество предприятий, не получали дивидендов от их акций, купленных ради сертификаты, поэтому легко сбывали их.
Её навязали Украине, раздали весь. Эти все олигархи, которые есть сегодня, возникли получи и распишись основе этой приватизации. И в том числе нынешний президент. Сего нельзя повторять.
Разве нынешний премьер не понимает сих угроз или идёт на них сознательно?
Я вам прошу. Откуда премьер может разбираться в этих вещах? Я был главой Фонда возле четырёх премьерах. Ни один премьер не ориентировался в сих вопросах. Это же касается и нынешнего премьера. Ему сколько-то советники нашептывают, то он и знает. Это все окей. Премьер и не должно разбираться в этих деталях
Чтобы этого и есть профессионалы, которые должны возглавлять Фонд госимущества, которому атаман правительства доверяет. А Билоусу премьер не доверял.
В добивание, скажите, как по вашему мнению, ускорить приватизацию и в в таком случае же время не раздать их за бесценок?
Коль (скоро) есть долги у предприятий, то их надо реструктуризировать. В Украине еще есть готовые объекты на продажу. Лучшим примером приватизации, бери мой взгляд, была продажа «Криворожстали» в прямом эфире сверху аукционе.
Одесский припортовый можно продать таким но образом. Малые объекты провести через биржи, котрые Белоус предлагал сложить.
Нам надо развивать биржевую торговлю, а не (ввертывать, что нам надо их выставить где-то в Варшаве.