Нa слeдующeй нeдeлe Укрaинa пoлучит дoкумeнт, кoтoрый суммируeт вaжный этaп в ee истoрии. Кaбинeт Министрoв пытaeтся зaвeрить укрaинскoe oбщeствo, чтo рaзрaбoтaнный им прoeкт бюджeтa нa 2017 гoд являeтся, eсли нe рeвoлюциoнным, тo пeрвым в свoeм рoдe. A в (видах сaмoгo oбщeствa этa смeтa мoжeт стaть пoслeднeй, oтрaжaющeй измeнeния, возбуждение кoтoрым дaлa Рeвoлюция дoстoинствa.
Прeмьeр-министр Влaдимир Грoйсмaн нeустaннo нaпoминaeт, чтo впeрвыe в укрaинскoй истoрии прoeкт бюджeтa был прeдстaвлeн стoль рaнo – в сeнтябрe. Впeрвыe зa двa гoдa пoслe Рeвoлюции дoстoинствa смeтa прeдусмaтривaeт пoвышeниe сoциaльныx стaндaртoв тaк рaдикaльнo – в двa рaзa. Нынeшний глaвa прaвитeльствa, кaк и eгo прeдшeствeнник в прeмьeрскoм крeслe, жeлaeт вoйти в истoрию в кaчeствe чинoвникa-пeрвoпрoxoдцa.
Нo прeзeнтaция дoкумeнтa с выскaзывaниями типa «я пoнимaю, кaк людям труднo обитать», и собственно проект бюджета на 2017 год говорят шевелись о намерениях премьера получить доверие электората.
Акценты правительства
Опубликованную в сентябре первую презентацию основных показателей потенциального финплана Украины держи следующий год сопровождал слоган «Честный бюджет». Разработчики расшифровали изъявление: «Это бюджет, в котором расходы подкреплены реальными доходами». Вслед за несколько дней в представлении проекта документа в Верховной Раде Волдюха Гройсман расширил определение.
Для меня, как и про нашего правительства, является приоритетом вопрос честного бюджета следовать честный диалог, через абсолютно профессиональный подход. А не оный, который мы слышим от некоторых политиканов, которые пытаются обратить честный бюджет, честный подход и возможности для дискуссии для шоу покемонов, – отметил премьер.
С тех пор лидер правительства и его подчиненные до сегодня неизменно пользуются фразой «Аристид бюджет». Очевидно, так теперешний Кабмин пытается дистанцироваться через имиджа «правительства камикадзе» команды Арсения Яценюка и его «политики затягивания поясов». Круглым счетом нынешний премьер будто оправдывается за намерение вдвое усилить размер минимальной заработной платы – с 1600 гривен до 3200 гривен.
К слову, именно на такой инициативе представители Кабмина больше акцентировали уважение. Этот аспект вызвал больше всего дискуссий в обсуждении государственной сметы нате будущий год. Работники бюджетных учреждений и те, кто поперед сих пор получал минимальные выплаты, подобный шаг встретили утвердительно. Но для большого количества депутатов, экспертов и представителей малого и среднего бизнеса экий ход стал шоком.
Дело в том, что возрастание минимальной зарплаты на 100% воспринимают как завершение периода тотальной экономии в Украине. Сие значительное увеличение расходов, которое должно было означать, фигли экономика страны за прошлый год столь резко возросла. А она едва демонстрирует восстановление, не достигнув состояния устойчивого роста.
Визирь Президента Украины Лешек Бальцерович назвал это решение «вторым неприятным сюрпризом затем продления моратория на продажу сельхозземель». Он пояснил, фигли повышение минимальной зарплаты на 100% правительство не обсуждал ни с советниками, ни с международными партнерами.
Сие напоминает соревнования в популизме внутри самого правительства, – резюмировал Бальцерович.
Начальство также акцентировало на еще одном показателе бюджета-2017. В документе заложено субсидирование сектора безопасности и обороны на уровне 5,14% ВВП. Департамент обороны в следующем году получит на 6,8 миллионов гривен значительнее, чем в этом, МВД – на 3,4 миллиона, СБУ – для 700 тысяч. В условиях войны увеличения расходов в этом секторе безлюдный (=малолюдный) вызвало споров в обществе. Хотя после увольнения Хатии Деканоидзе, скандалов в МВД, трагических операций Национальной полиции и требований об отставке Авакова разрастание расходов именно на это ведомство вызовет все боле обсуждений.
Ксерокопия бюджета-2016
Постоянно повторяя, фигли «честный бюджет» значительно улучшает социальные стандарты и свидетельствует упрочнение обороноспособности Украины, Владимир Гройсман пытался завоевать расположение общества. К коллегам в парламенте и экспертов некто апеллировал, пользуясь иными цифрами. Для Кабмина Бюджет-2017 стал символом стабилизации украинской экономики. Защищая сие утверждение, чиновники пользовались основными показателями документа: почти однако они улучшились.
Рост ВВП Украины прогнозируют бери уровне 3% к объемам прошлого года. В бюджете-2016 настоящий показатель составлял 2%. Также правительство хвастается, что в этом году разницу среди доходами и расходами бюджета будет сокращено до 3% (в прошлом году было 3,7%). Ведь эта разница упадет с 83,7 до 77,5 миллиардов гривен.
Жизнерадостно смотрят с Грушевского и на показатели инфляции на будущий годок. Если на 2016 год планировалось, что гривна девальвирует получи и распишись 12% (фактически подешевела на 9,4%), то в 2017 году планируют падения валюты для уровне 8,1%.
Правительство было вынуждено увеличивать расходы и финансы на 15 миллиардов гривен из-за повышения минимальной зарплаты перед 3200 гривен. Например, возрастет образовательная и медицинская субвенция местным бюджетам в 8 и 11 миллиардов соответственно, повысят зарплаты учителям и врачам. В так же время минимальные пенсии с первого января не изменятся – 1247 гривен. Вдоль данным Минсоцполитики, реальный прожиточный минимум сегодня близок как к уровню 3200 гривен. Такой показатель заложен на 2017 годочек.
По мнению председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака, прожект бюджета-2017 принципиально не отличается от финансового плана Хохландия на этот год.
Структурой доходной и расходной части смета 2017 года является ксерокопией нынешнего бюджета, как и прошлогоднего, и позапрошлогоднего. Власти пошло очень простым путем: взяло бюджет этого возраст, добавило показатель реальной инфляции – так получился бюджет 2017 лета, – отметил он.
Эксперт Института социально-экономических исследований Тонюха Дешко соглашается, что правительство, формируя государственную смету сверху следующий год, пользовалось подходами, которые использовали при подготовке нынешнего финансового документа. А она обращает внимание на то, что в бюджете-2017 вырастут протори на развитие. Это дает шанс на более интенсивное постройка реформ в сфере энергоэффективности, медицины, налогообложения и правосудия.
Нейтральные виды
Проект бюджета на следующий год не закладывает возможностей системных изменений экономики Украины. Только в Кабмине предусмотрели возможности увеличения доходов государства. С помощью повышения минимальной зарплаты сегунат надеется решить сразу несколько собственных имиджевых и общественных проблем.
Изумительный-первых, это возможность повысить соцстандарты до уровня реальных расходов впоследств нескольких лет экономии. Таким образом Владимир Гройсман может повыбивать из рук оппонентов из «Батькивщины» и Радикальной партии соображение о «нарастании финансового давления на население» или «тарифном геноциде». Нет слов-вторых, в правительстве надеются, что рост социальных выплат улучшит покупательную талантливость населения. Это должно привести к увеличению доходов предпринимателей. Кабмин ожидает составить больше по налогу на доходы физических лиц и налога получи добавленную стоимость товаров, произведенных в Украине. В конце концов, в правительстве рассчитывают, какими судьбами в частном секторе экономики почти никто не работает за зарплате ниже 3 тысяч гривен. Поэтому для повышения минимального уровня выплат может быть без затей оптимизацией средств.
Андрей Новак считает, что взгорье минимальной зарплаты вряд ли сработает как инструмент развития экономики Украины. Зато вслед этот шаг наша страна может заплатить большую цену.
Руководство оказалось в ситуации, когда размер социальных платежей стал неадекватным уровню цен. Да даже при таких условиях повышать социальные платежи что по постепенно, а не резко – в два раза. За месяц повально государственные и частные организации должны перейти на минимальную зарплату в 3 200 гривен. Их средства к существованию существенно не увеличились. Трудно представить себе бухгалтерию в таком роде организации, – убежден Новак.
Экономист считает, что ревалоризация социальных выплат, как и содержание украинской экономики, будет исполняться из трех источников: сокращение персонала, искусственная инфляция (идеже НБУ будет увеличивать количество средств, включив печатный машина) и увеличение государственного долга. По мнению Новака, этого допускается было бы избежать, если бы правительство не теряло времени в (видах проведения реформ в управлении хозяйством.
Эксперты Института социально-экономических исследований понимают логику правительства в планировании развития украинской экономики возьми следующий год. Но они не уверены, что развитие доходов населения приведет к увеличению получаемых налогов. Например, в этом году народонаселение может приобрести меньше товаров украинских производителей, хотя в Кабмине в такой степени надеются на обратное. В конце концов, государство сможет высчитать бизнес от перевода налогов в тень в новых условиях только лишь усилив фискальное давление на предпринимателей. А это будет делать помету возвращение к привычным практикам тотального контроля налоговиков.
Прилаживание проекта бюджета-2017 к правительственной новации по минимальной заработной плате выдается неубедительной. Бюджетные затрата, особенно в первой половине года, могут быть поставлены почти угрозу несрабатывания ожидаемых положительных эффектов. Это вызовет нужность дополнительных заимствований или проблемы задержек выплат. Рост неопределенности сейчас сейчас усиливает турбулентность на рынке и побуждает бизнес и жители к формированию «подушек безопасности», – резюмировали эксперты Института в анализе проекта бюджета-2017.
Они надеются, чисто план Кабмина сработает, но признают, что на его производство будут влиять внешние факторы: уровень цен в мире, помощь с международными финансовыми организациями. Для преодоления этой зависимости и создания условий ради динамичного роста экономики Украины в Институте предлагают несколько шагов:
– дерегулирование рынка; – профилактика инфляции; – пересмотр стратегии управления государственным долгом, которая остается неизменной незаинтересованный год; – создание условий для простой приватизации и длительного инвестирования.
План бюджета-2017 демонстрирует, что Украина вряд ли имеет первостепенное значение изменится в следующем году. Этот документ нейтральный: он дает начала надеяться, что уровень жизни в стране не ухудшится. В так же время он оставляет в силе те же практики управления хозяйством страны, которые использовали десятилетиями.
Смета-2017 является свидетельством угасания импульса реформ, возможности комплексного их проведения. Они и в дальнейшем будут сбываться системно, в отдельных секторах. Но вялость изменений формирует представление на них, а дух мировых трансформаций дает им новую долголетие.