11 дeкaбря сoстoялись пeрвыe выбoры тeрритoриaльныx oбщин — в 41 oбъeдинeннoй oбщинe в 13 oблaстяx. Слeдующий этaп, в 143 oбъeдинeнныx oбщинax, зaплaнирoвaнo нa 18 дeкaбря. Пoэтoму дeцeнтрaлизaция мeдлeннo нaбирaeт oбoрoты. У нee — свoи пoбeды и прeпятствия.
Oбъeдинeнныe oбщины выбирaли дeпутaтoв сeльскиx, пoсeлкoвыx, гoрoдскиx сoвeтoв и сooтвeтствующиx сeльскиx, пoсeлкoвыx, гoрoдскиx гoлoв. Сии выбoры — вaжныe для рaзвития мeстнoгo сaмoупрaвлeния. Oт успeшнoсти внoвь избрaнныx oргaнoв мeстнoй влaсти в знaчитeльнoй стeпeни будeт зaвисeть дaльнeйшaя дeцeнтрaлизaция и все рeфoрмa мeстнoгo упрaвлeния.
Пoлитичeский aнaлитик Фoндa «Дeмoкрaтичeскиe инициaтивы» имeни Пекан Кучерива Алексей Сидорчук на круглом столе «Выборы в объединенных общин: планы на будущее и вызовы децентрализации в новых условиях» представил результаты исследования, проведенного Фондом, какой-нибудь выяснял у всех заинтересованных сторон: уже есть результаты децентрализации? Опросили 50 голов действующих объединенных общин, а в свою очередь работников районных администраций и региональных экспертов.
Что способствует объединению общин
Предпочтительно всего способствуют финансовые стимулы, увеличение собственных доходов и государственная спина. Другой стимул — самостоятельность в принятии решений. Это больше побуждает участников общин к объединению.
Держи сегодня 66 общин провели у себя выборы, избрали в домашние органы тех, кого хотели, отметил начальник отдела административно – территориального устройства департамента за вопросам местного самоуправления и территориальной организации власти Минрегионстроя Никуша Рубчак. Сдерживающим фактором, по мнению чиновника, является взгляды ЦИК, который не видит оснований для объявления выборов в общинах, которые объеденились вкруг городов областного значения.
О крупных городах в контексте децентрализации читайте пункт за пунктом: Укрупнение или измельчение: чем грозит децентрализация большим городам
Шипы объединения
Основным фактором опрошенные назвали сопротивление заинтересованных сторон: чаще токмо это сельские и поселковые головы, не желающих идти для выборы и терять свои должности. Эксперты говорили о сопротивлении районной центр – и советов, и госадминистраций, которые также опасаются потерять финансирование возможно ли потерять должности, когда процесс объединения будет завершен. Больше выраженный характер это сопротивление приобретает, если районные власть предержащие возглавляют оппозиционные силы.
Следующее препятствие – нежелание отдельных общин,которые еще получили дополнительные доходы от децентрализации, дальше объединяться. В свою очередь препятствием для объединения называли нехватку определенных законодательных актов, в частности – законы ровно по объединению, и об изменении границ районов (законопроект №4676).
Однако то, что уже образовались почти 350 объединенных общин, свидетельствует о томик, что нормативная база достаточна для того, чтобы их учредить и работать. Опыт 159-ти это подтвердил, – прокомментировал руководитель по науке и развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук.
Отдельные РГА обратили оглядка на такую угрозу: некоторые бедные общины, которые безлюдный (=малолюдный) объединились, становятся «черными пятнами», депрессивными в социально-экономическом смысле, и районная управа не может их поддерживать финансово из районного бюджета.
Точно получили объединённые общины
Главные достижения – дополнительный фискальный ресурс, способность решать проблемы, которые накапливались годами, и нате которые не хватало средств. При этом больше просто-напросто тратятся на ремонт дорог, ремонт и реконструкцию коммунальных учреждений и сверху мероприятия по энергосбережению.
Эксперты отмечают, что объединенные общины собственность используют достаточно эффективно, но их проекты преимущественно краткосрочные. Безвыгодный хватает развивающих проектов, которые увеличивали доходы общества в будущем, – уточнил Сидорчук.
Причины отсутствия долгосрочных проектов – недостача опыта должностных лиц ОТГ, ограниченное время, предоставленное пользу кого реализации, а также желание чиновников «залатать дыры», показав населению конкретные результаты и выгоды, позволительно получить от объединения. Однако эксперты предупреждают, что в дальнейшем пятно долгосрочных развивающих проектов «ударит» по самым объединенных общинах – они безвыгодный смогут привлекать какие-то дополнительные средства, которые могла бы отвалить реализация таких проектов.
Новые полномочия объединенных общин
Более всего новых полномочий – в образовании. Чуть больше чем получи половину выросли полномочия в сфере админуслуг и здравоохранения. Несколько не столь – полномочий по социальной защите, совсем мало – по зодчески-строительному контролю. Чего больше всего не хватает руководству наново. Ant. ни разу образованных общин – так это права распоряжаться землями по (по грибы) пределами населенных пунктов.
Препятствиями, которые мешают овладеть новые полномочия назвали нехватку квалифицированных кадров и недостаточно законодательно урегулированный самолично процесс передачи полномочий.
Примеров сотрудничества общин покуда)) довольно мало. Прежде всего – из-за нехватки информации и нежелание самих общин сотрудничать. Впрочем, такие аргументы Анатолий Ткачук назвал беспр сомнительными, ведь «Гугл знает все». Поэтому причина – в лени.
В общем подавляющее большая) часть граждан пока не видят изменений в качестве собственной жизни по причине децентрализации. Среди жителей ОТГ, кто эти изменения чувствует – преимущественно положительных, чем отрицательных, — подытожил Сидорчук.
А Ткачук уточнил: в ответах нате вопрос «что ухудшилось?» никто не назвал новые мандат местного самоуправления. Поэтому фактически имеем значительно лучший труд, чем следует из простой арифметики, отметил эксперт.
Рекомендации центральной власть относительно процесса децентрализации
Принять законы про коалиция и изменение границ районов и про распоряжение землями за пределами населенных пунктов, законодательно наладить процесс передачи полномочий от РГА в объединенных общин, ополчить государственный контроль за решениями территориальных общин. А также поставить четкие сроки выполнения этапов реформы, до завершения процесса добровольного объединения и перевода процесса объединения в общеобязательный характер под конкретный временной срок.
Народный делегат Елена Бойко рассказала о законопроектах, над которыми работает Синод, и которые призваны либерализовать процесс децентрализации и поддержать вновь объединенные общины: 4772 и 4773 – оборона доприсоединение к уже существующим общинам тех, которые не смогли соединиться раньше. Разработано еще несколько законопроектов: о поддержке института старост и сообразно финансированию первых выборов за счет субвенций от государства. Равно как уже подготовили новый проект закона о решении проблем общин в рамках различных районов.
Да мы с тобой расширяем возможности добровольного объединения общин, уточняем полномочия общин и представительных институтов сих общин, и поддерживаем уже созданные общины, которые имеют определенные проблемы может ли быть особенности этого создания, – отметила нардеп.
Бойко пообещала, аюшки? ВР в дальнейшем поддерживать объединения общин, и попросила «не пропускать руки».
В итоге – децентрализация продолжается, общины объединяются и начинают быть у дел. Кто-то более успешно, кто-то – менее. А ни средства, ни четко прописаны законы не являются главным фактором реформы. Срок – важнейший ресурс, который нельзя компенсировать никаким другим, по слухам эксперты. И поскольку Украина сама время потеряла, затянув с реформой местного самоуправления, покамест нам сложно догнать цивилизованный мир.