Окружени пeрexoдит нa экoлoгичeскиe виды трaнспoртa. Прoцeсс этoт пoстeпeнный, нo нeпрeрывный. В Укрaинe пoслeдниe гoды тoжe прoдoлжaeтся шумиха нa элeктрoмoбили. Зaтo в прoцeссe эксплуaтaции вoзникaeт ряд вoпрoсoв к иx oбслуживaнию. Нaпримeр, кaк пoживaют oпeрaтoры элeктрoзaрядныx стaнций в Укрaинe присутствие услoвии oтсутствия рынкa?
Пoчeму элeктрoзaпрaвки – этo пeрспeктивнoe образ в бизнесе? Потому что в мире продажи электромобилей в третьем квартале сего года составили 287 тысяч, а это больше на 63%, нежели в прошлом году. При этом Украина заняла пятое город в международном рейтинге по темпам роста электромобилей. И это малограмотный случайно, ведь существует несколько причин, почему украинцы пересаживаются в электрокары.
И пусть пока в Украине не так большой владельцев электромобилей, развивать соответствующую инфраструктуру нужно.
Пишущий эти строки страна специфическая, со своим путем развития. Но находимся в глобальном рынке. Глобальные игроки сверху рынке авто переходят на электро, и заявляют, что на курьерских не будет рынка авто с двигателями внутреннего сгорания. Что-что означает, что завтра-послезавтра под нашу текущую инфраструктуру автор не сможем купить новое авто. И такие факторы нехитро заставят создать такую инфраструктуру, – отметил в комментарии сайту «24» шеф сектора «Энергетика» Офиса эффективного регулирования Алексей Оржель.
Обманывать электрокары можно и дома. Но электроподзарядка нужна на дальнее интервал, в дороге. Это просто вопрос удобства пользования электрокаром. Забыли, невыгодный успели подзарядиться дома – нужно искать альтернативный вариант, пусть не оказаться без возможности доехать домой. А в более широком смысле проблемы – затем чтоб не оказаться на задворках мира. А пока в вопросе обслуживания электромобиля и его зарядки в Украине вкушать определенные пробелы.
Где «накормить» электрокар
Председатель Electrocars.ua Александр Кравцов в комментарии сайту «24» рассказал, что-что на самом деле электрозарядных станций в Украине больше, нежели в Польше (сравнить «концентрацию» электрозаправок можно на сервисе plugshare.com).
Согласно этой карте подсчет говорит о 1000+ зарядных станций. С них 25% – в Киеве, – уточнил Кравцов.
Однако пусть даже в масштабах Украины есть значительная разница между Киевом, и, на выдержку, Полтавой:
Количество электрозаправок в Киеве и Полтаве существенно отличается
Зато Лёля Оржель указал на тот факт, что все действующие электрозаправки ныне – это просто дополнительный «бонус» для привлечения потребителей в рамках другого бизнеса.
Сие может быть кафе или иной тип заправок, равно как в WOG и Okko. В основном такие заправки у нас – в крупных торговых центрах, идеже зарядка осуществляется бесплатно. Официально эту услугу они далеко не могут продавать. Единственная плата, там может быть – вслед за парковку. Но здесь и логика другая – привлечь покупателей, – отметил консультант.
Проблемы рынка электрозаправок
Алексей Оржель отметил, что-то в Украине собственного рынка электрозаправок пока не существует.
«Невыгодный определен товар на этом рынке. Должна ли сие быть услуга парковки с соответствующей инфраструктурой, чтобы обеспечить зарядку автомобиля, должна ли сие быть продажа электрической энергии, киловатт-час. И пока у нас сие не определено – не определен и рынок, что на нем продается», – уточнил рецензент.
Оба эти определения имеют свои риски и достижения. Товар как «услуга зарядки» дает в плюсе возможную ценовую конкуренцию посредь станциями и проще нормативно-правовое регулирование (отсутствие необходимости переменять законодательство в сфере электроэнергетики). Но вместо этого создается отсутствие единства между потребительской необходимостью и купленным товаром. Товар как «зерно электроэнергии» такого минуса не дает, но создает вероятность чрезмерно жесткого регулирования и барьеров развития рынка, а также требует пересмотра большого количества нормативно-правовых актов, а сие – высокая вероятность возникновения пробелов, неточностей, противоречий.
Коль (скоро) браться серьезно за вопрос, то все же должна вестись продажа киловатт-часа. Потому что есть разные варианты заправок, аккумуляторов в электрокаров, и, под лад, стоянка для одного авто будет не равнозначной интересах другого варианта. И сам владелец заинтересован купить киловатт-период, и проехать, а не простоять, заплатив деньги, – высказал свое фантасмагория эксперт.
Но это еще не все. Безлюдный (=малолюдный) урегулирован также статус зарядного устройства объекта «електрозарядна полустанок». Требует определения, к какой категории объектов электроэнергетики принадлежит остановка, основные правила безопасности эксплуатации станции и ее статус делать за скольких объект архитектуры. И тут же риски – высокая зарегулированность и коррупционность процедуры оформления разрешения возьми установку МАФа и риск чрезмерно жесткого регулирования потенциально высокотехнологичного и безопасного объекта со стороны Госэнергонадзора.
Существуют снова и варианты относительно способа расчета: по факту, по цене, которую предлагает телефонист электрозарядки (ценовая оферта), или по предоплате (карты предоплаты после электрическую энергию, карты предоплаты, что дает привилегии заряжаться «за прекрасные глаза»), или же – зарядка бесплатная, оплачивается место и продолжительность парковки на площадке возле зарядной станции.
Рядом этом цена товара может зависеть от установленного регулятором тарифа угоду кому) определенной категории потребителей, либо – от почасовых цен получи и распишись ОРЭ. Может определяться станцией самостоятельно (таким образом стимулирует притягивание дополнительных основных средств, например, аккумуляторов, собственных генерирующих установок). Имеющий наибольшее значение риск заключается в чрезмерном регулировании и уменьшении эластичности цены.
Нижеуказанный блок нерешенных вопросов касается развития инфраструктуры: нужно строить отдельные условия присоединения. При этом наиболее мощными игроками получи рынке могут стать «облэнерго», поскольку имеют беспрепятственный подступ к инфраструктуре, могут создавать помехи для развития конкурентов (электрозаправочных станций) и могут иметь деятельность по распределению электроэнергии и зарядки (совмещение с деятельностью после поставке электроэнергии запрещено). Здесь ключевой риск очевиден – концентрация рынка.
А как у них?
В мире есть непохожие варианты електрозарядок для авто. В Китае есть неплохие наработки, считает Защитник Оржель: там есть варианты подписки, когда покупаешь карточку, в соответствии с принципу карточек предоплаченной мобильной связи, приезжаешь на заправку, вставляешь ее, и получаешь заправку получай те киловатт-часы, которые списались с карты.
Трансцендентно это возможно и в Украине, но это довольно бюрократическая церемония, и не создана система для другого – поставки по нерегулируемым тарифам, – отметил мастак.
Он объяснил: есть такие поставщики, которые занимаются поставкой большого объема электроэнергии, заводам, во. И они могут сэкономить как раз на тарифе облэнерго. Дьявол обслуживает и домохозяйство, и других участников. На этой небольшой части – перед 3%, можно сэкономить. Именно для таких потребителей и питаться ПНД – поставка по нерегулируемому тарифу. Теоретически они неведомо зачем же могут поставлять и потребителю. Но ПНД не может поставляться домохозяйству, населению. А наш брат не можем определить – на электрокаре подъехало население иль юрлицо. Если последнее – то у него есть авансовая фотокарточка, и он может купить эту электроэнергию по ПНД, в сопровождении с тем, что объемы настолько мизерные, что создавать ПНД и обучаться развитием инфраструктуры – нет смысла пока. А за границей сие работает. Поставщик электроэнергии предлагает потребителям различные варианты: заправки у себя, на парковке бизнес-центра, где люди работают, и допускается купить соответствующий тариф. Но не забывайте, что а там конкурентные рынки и много поставщиков, и для некоторых поставщиков наворачивать возможность предложить лучшие условия.
Александр Кравцов отметил, отчего развитые страны имеют также практику по стимулированию бизнеса находить зарядки. Так США компенсирует до 4500 $ за инсталляцию публичной зарядной станции (в зависимости ото ее мощности).
Перспективы для электромобилей
Соответственно мнению экспертов Офиса эффективного регулирования, Украине нужно сложиться законодательно с предметом товара на рынке электрозаправок.
А пока законодатели приводять в надлежащий вид нормативку, прогресс в месте не стоит. По словам Александра Кравцова, сверху украинском рынке уже работает около 10 операторов зарядных станций.
А с через Платформы эффективного регулирования, созданной при поддержке Министерства экономического развития Украины, хоть получить пошаговую инструкцию, как зарегистрироваться, чтобы открыть точку зарядки на электромобилей.
Впрочем, сегодня у нас 90% электрокаров и старый и малый же заряжаются ночью дома, поэтому для Украины, которая получи и распишись 60% живет в городах, где большинство домов – многоэтажки, актуально приборы ночных парковок простыми розетками, отметил Александр Кравцов.
Как и в 2018 году нас ждет запуск сетей суперчарджером, о нежели уже объявили несколько сетей бензиновых заправок. Например, «Укрнафта» проводит стяжка на установку 30 суперчарджев, преимущественно вдоль трасс. Сие будут платные зарядки, в отличие от медленных заправок ОККО, – добавил Алексюха Кравцов.
Для дальнейшего развития рынка, по мнению специалистов, треба стимулировать продажи электрокаров. Больше электромобилей – больше зарядок. А яко касается популяризации эко-транспорта – то это отмена налога получи растаможку электрокаров, чего достаточно для роста рынка сам-друг уже в 2018 году.