Митинги вoзлe Вeрxoвнoй Рaды с трeбoвaниями во хмелю бoльшую пoлитичeскую рeфoрму нaблюдaтeли нaзвaли фaльстaртoм пaрлaмeнтскиx выбoрoв. Нo oсeннee прoтивoстoяниe мeжду влaстью и oппoзициeй oднoзнaчнo свидeтeльствуeт o нaчaлe избирaтeльнoй кaмпaнии.
Кaк пoвлияют сoбытия у пaрлaмeнтa нa избирaтeльный прoцeсс и рeйтинги пoлитичeскиx сил – в мaтeриaлe сaйтa «24».
«Иx мaлo, нo oни в тельняшках»
Буферный) запас протеста 17 октября стартовали с размахом. Под Верховную Раду вышли активисты 12-ти общественных организаций и партий, а на первый взгляд свидетельствовало о единстве нынешней оппозиции. Словно известно, организаторы протестов требовали от президента и Верховной Рады приобрести пакет законов: об антикоррупционном суде, о парламентских выборах ровно по открытым партийным спискам и об отмене депутатской неприкосновенности.
По образу отметил директор Центра исследований проблем гражданского общества Витуля Кулик, Петр Порошенко переиграл оппозицию смыслами – и в тот а день подал в парламент законопроект об ограничении неприкосновенности. Двое законопроекта – президентский и оппозиционный – депутаты 19 октября отправили держи экспертизу в Конституционный суд.
Начало акций сопровождалось силовым противостоянием Уж на что молодец есть у вас в первые дни между протестующими и правоохранителями произошли довольно горячие схватки, они не вдруг стали угасать. По словам Кулика, коалиции «Украина сверх Порошенко» не получилось. А возле Верховной Рады осталась самые стойкие, которые сделали выводы с ошибок – «Движение новых сил» Михеила Саакашвили, который пообещал пролонгировать. Ant. сократить акцию до 7 ноября, и представители «Самопомочи».
Конфликт с оппозицией, судя по всему, обеспокоил Порошенко. Президент Украины публично заявил, что протесты – сие нормально для демократической страны. А вот за кулисами, сиречь написали СМИ, Порошенко поссорился с министром внутренних дел Арсеном Аваковым с-за того, что последний допустил установку палаточного городка. Самоочевидно, эта картинка со времен первого и второго Майдана с целью президента создает определенный психологический дискомфорт. Причем настолько больший, что генпрокурор Юрий Луценко решил помочь президенту. Дьявол заявил, что протесты финансируются из-за границы и наворачивать угроза силового переворота. По мнению Виталия Кулика, воля боится и готовится к силовому разгону.
Обещанного три лета ждут
Хотя акции протеста не приобрели кичевый характер, это будет иметь последствия и для провластных сил, и с целью оппозиции. По словам главы Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, причины в часть, что требования политической реформы во многом непонятны для того избирателей. Когда выдвигаются требования повышения пенсий, уменьшения тарифов и т.п., по какой причине реально может почувствовать каждый избиратель, то, естественно, профит к акции значительно больше. В то же время, по мнению эксперта, разные способы давления на парламент имеют позитив.
Порошенко заявил, по какой причине поддерживает создание антикоррупционного суда. Все партии понимают, словно через полтора года им идти на выборы, и о ту пору у них украинцы спросят и о неприкосновенности, и об открытых списках, – говорит Портфель.
Партийные лидеры предпочли бы иметь закрытые списки возьми выборах, чтобы без шума торговать местами
Заведомо, снятие депутатской неприкосновенности для украинцев не пустые сотрясение воздуха. И положительное голосование однозначно изменит мнение будущих избирателей насчет тех политических сил, которые поддержат соответствующие законодательные изменения. Пусть бы гарантий принятия закона о снятии неприкосновенности нет.
Пока что меньше шансов у закона о выборах парламента по открытым партийным спискам. Сие было одно из первых обещаний новоизбранного президента Порошенко в 2014 году. Опять-таки, до сих пор глава государства не внес возьми рассмотрение парламента свой проект закона. Более того, 19 октября народные депутаты успешно провалили три соответствующих законопроекта.
До словам политического эксперта Тараса Чорновила, перспективы принятия безграмотный очень высокие. Абсолютное большинство мажоритарщиков категорически против (неотложно парламент выбирают по смешанной системе: половина депутатов – ровно по спискам, половина – по одномандатным округам – «24»). Потенциально только и остается найти голоса. Но при условии, что будет консолидированный билль. Оптимальным, по его мнению, является законопроект народных депутатов Виктора Чумака и Леонида Емца. Следовать него готовы голосовать БПП, «Народный фронт» и «Самопомич». А пока и он не набрал необходимого количества голосов.
Неуд других – от «Оппоблока» и «Батькивщины» – не имеют шансов. Окромя того, только распыляют голоса. Законопроект «Оппоблока», говорит Чорновил – сие скрытая мажоритарка, благодаря которой экс-регионалы рассчитывают накопить больше голосов на востоке и юге Украины. Потому кое-что к самому «Оппоблоку» там не очень однозначное отношение. А во отдельные местные представители могут победить. Но этот билль не поддержат в парламенте.
Также, как считает Ася Чорновил, не наберет необходимого количества голосов законопроект через «Батькивщины».
Юлия Тимошенко предлагает открытые списки, а для лидера партии, а не для избирателей. Логика закона в книга, что уже после голосования за решения высшего органа партии, ведь есть лидера, можно изменить порядок в списке – до момента принятия присяги депутатами. Таким образом, оный, за кого проголосовали избиратели, может оказаться в непроходной части списка, – отмечает эксперт.
На следующей пленарной неделе будут рассматривать банан избирательных кодекса: Валерия Писаренко и Андрея Парубия. По словам Тараса Чорновила, билль Писаренко похож на вариант «Оппоблока», а спикера – похож нате проект Чумака-Емца. Именно между этими законопроектами и развернется основная обсуждение.
Открытые списки – не панацея, но коррупции довольно меньше
Основа причина требований оппозиции относительно принятия закона об открытых партийных списках – понизить уровень коррупции во время гонки. Как отмечает Алёша Кошель, мажоритарка стала синонимом коррупции. Потому что как на выборах в одномандатных округах каждый раз наблюдается одна и та а картинка: массовый подкуп избирателей, членов комиссии, фальсификации, огромное гнет визуальной рекламы.
Открытые списки частично уменьшат тесситура коррупции. Хотя, как отмечает Тарас Чорновил, эта порядок призвана уменьшить уровень партийной коррупции. Но не без меры снизит коррупцию во время самой кампании.
В духе предотвратить коррупцию и уравнять шансы для всех кандидатов?
По части словам политолога, партийным лидерам сто лет не нужны открытые списки, во всяком случае тогда избиратель может что-то изменить против их воли.
Лидеры партий как на ладони договариваются со спонсорами, и затем их или их представителей включают в проходную пункт списков. А избиратель при системе открытых списков этих спонсоров может попросту выбросить из проходной части. Поэтому, если у спонсора на гумне — ни снопа уверенности, что, заплатив за место в списке, он попадет в дискдаг, нет смысла вкладывать большие деньги, – считает Чорновил.
Присутствие этом коррупции на самой гонке, по мнению эксперта, приставки не- избежать. В частности, рассказывает Тарас Чорновил, партийные лидеры в первую п списка всегда будут ставить привлекательных кандидатов, а спонсоров подальше, с тем не раздражать избирателя. Однако человек с деньгами будет выделывать все, чтобы избиратели при голосовании подвинули его спервоначала списка. Соответственно, кандидат с хорошим послужным списком, но без участия особого финансирования, может оказаться «за бортом».
Лексей Кошель также убежден – открытые списки не слишком повлияют для коррупцию во всех ее проявлениях на выборах.
Вот то-то и оно мелкие, средние и крупные олигархи будут иметь гораздо с хвостиком возможностей, чем общественные деятели, попасть в парламент. Потому как будто они имеют больше финансовых ресурсов, соответственно – возможность толкаться голоса избирателей, огромный массив рекламы, проводить более эффективную избирательную кампанию. Постановление не решает ключевых проблем: подкупа и торговли по округам, – отмечает Карман.
Поэтому, по его убеждению, принципиальное изменение, которое создаст равные потенциал для всех участников гонки – запрет политической рекламы. В частности, воспрещение теле-, радиорекламы, ограничения в Интернете, например, в соцсетях. И наружной рекламы – бордов и ситилайтов. (на)столь(ко), как это делается у многих наших европейских соседей, и (то) есть это было в 90-х годах в Украине. Это, по мнению политолога, стимулирует кандидатов и партии лететь к избирателям, общаться, проводить встречи, дебаты. Повышается роль теледебатов.
Дозволение политической рекламы в избирательный и период между позволит удешевить кампанию в 3-5 разик, что сделает участие в выборах доступным для всех политических сил. Потенциал у партий будут равны. Без запрета политической рекламы избирательная сингония изменится, но не принципиально. Это будет не полноценная переустройство, – убежден Алексей Кошель.
Рецепт неплохой. Но (у)потреблять сомнения, что за подобную норму народные депутаты проголосуют. Мало-: неграмотный факт, что парламентарии вообще смогут принять закон об открытых списках. Вследствие этого что тогда многим из нынешних нардепов путь в Верховную Раду кончайте закрыт. Ведь после ряда антикоррупционных расследований за ними тянется нехороший шлейф, который потопит и их, и политическую силу, от которой они будут баллотироваться. Вследствие чего партийные лидеры будут более тщательно формировать списки. С не тот стороны, открытые списки отсекут часть спонсоров у партий, и ранее в силу этого их лидеры тоже заинтересованы в изменении избирательного законодательства.
Однако этот закон позволит существенно обновить состав Верховной Рады, зафонарить его более качественным и профессиональным. И давление общественности и оппозиции может в конечном итоге оказать воздействие на парламентариев. Если же власть станет применять методы давления к оппозиционерам, а такие попытки поуже есть, то этим снизит свои рейтинги и проиграет избрание.