Как разработка харьковских ученых помогла исследовать Антарктиду

70-грaдусныe мoрoзы. Пoрывы вeтрa 60 мeтрoв в сeкунду. Снeг, кoтoрый с походом напоминает песок. В таких условиях люди доходили до Южного полюса. А во машины долгое время не могли. СССР трижды отправлял своих полярников, и три раза экспедиции терпели поражение. Нужно было создать особый транспорт, идеже бы объединились автомобильные технологии и авиационные. Эксперты были только лишь в Харькове.
На заводе Малышева взяли за основу орудийный тягач АТ, продлили его шасси и усовершенствовали гусеницы. Рабочие авиационного завода взялись за создание салона. В их распоряжении было 28 квадратных метров, в которые нужно нагрузить все: зону с двухярусными кроватями, кают-комнату, туалет с умывальником, радиостанцию и небольшую кухню. Нечего сказать в ней можно было только разогревать консервы, а не подготовлять.

К концу 1958 года сразу три машины доставили в Антарктиду, а 10 января 1959 четвертая поездка отправилась покорять полюс.
Максимальная скорость 30 км в часы, хотя реально двигались не быстрее 10-ти. Окр собственных 35 тонн, «Харьковчанка» тащила за собой до сего часа и прицеп с топливом весом 70 тонн.
Генератор целиком обеспечивал электричеством. Мощная печка поддерживала температуру. Кузов с алюминиевой обшивкой покрыли изоляцией с восьми слоев капроновой ваты. А лобовое стекло снабдили электроподогревом.
Команде было комфортно. Сие при том, что температура то опускалась до -72 градусов.
26 декабря полярники таки дошли накануне полюса, преодолев 2700 км.

В 1975 году харьковчане учли пожелания полярников и выпустили новую шаблон.
«Харьковчанка-2» имела лучшую теплоизоляцию, даже без участия отопления салон терял не более трех градусов. К тому а дизельный двигатель былд вынесен за пределы салона, тогда выхлопные газы сильно досаждали полярникам.
«Харьковчанка» прослужили в Антарктиде паче 40 лет, еще и в начале двухтысячных ее можно сказать на кадрах с арктических станций.

+Відео