Казус Дорна или может ли искусство быть вне политики

Врeмя oт врeмeни укрaинский шoу-бизнeс зaстaвляeт сoмнeвaться в тoм, чтo oн укрaинский. Впрoчeм, нeт ничeгo удивитeльнoгo. Eщe внове страна ломала копья по поводу Ивана Дорна. В собеседование российским СМИ он назвал украинцев младшими братьями, войну – ссорой, открестился с помощи АТО и пообещал скорый мир между Киевом и Москвой. Впредь до него были скандалы с Ириной Билык и Зеленским.
В качестве оправдания и старый и малый эти люди повторяют одно и то же. Что они сверх политики. Но в том и штука, что культуры вне политики далеко не бывает.
Культуры вне политики не бывает. Ввиду этого что в самом широком смысле «заниматься политикой» – это квалифицировать правила жизни, которые приняты в обществе. Бессмысленно говорить, что такое? Иван Дорн занимается искусством и потому волен говорить конец, что хочет. Потому что публичный статус налагает обязательства.
Аккурат публичность позволяет своему обладателю зарабатывать много, путешествовать двадцать (десять, жить ярко и самовыражаться повсеместно. Но она же налагает и важность. И любой публичный человек должен быть готов к тому, чего его слова будут обсуждать долго и много. Потому яко публичный человек – это тот, кто, среди прочего, задает «рамку нормальности». Возлюбленный определяет тренды – в моде и стиле, в музыке и модели поведения. И слабит за них ответственность.

Та война, которая началась три годы назад, перепахала страну вдоль и поперек. Страна изменилась – а автокефальный шоу-бизнес этого не понял. Возможно, потому, яко за 23 года своего существования он привык к роли избранных небожителей.
И еще, советская эпоха приучила их, что звездой становятся единственно после переезда в Москву. И потому мы из года в время обнаруживаем российские города в гастрольных графиках украинских исполнителей. Разочек за разом слышим от них о том, что «во всех отношениях нам нужен мир». Изо дня в день наблюдаем усердные попытки остаться на двух стульях одновременно.

В этом нет шиш с маслом удивительного. Принятие новой реальности для поющих и пляшущих хорошего понемножку означать выход из зоны комфорта. В которой так по кайфу крестить друг у друга детей, летать чартерами в гости и бранить что-то абстрактное, чтобы не дай бог приставки не- поссориться с кем-то конкретным.
Когда украинские звезды по слухам, что они вне политики – это этическая позиция с 1990 годов. Из того прошлого, в котором убеждения казались анахронизмом. И они чу все это не для того, чтобы разозлить аудиторию. Превратно, они произносят все то, что, как им чем черт не шутит, должна аудитория услышать.
Просто они так и малограмотный поняли, что украинская аудитория и российская – это уже невыгодный одно и то же. И то, чему будут аплодировать в Москве, вызовет негодование в Киеве. И это лишь еще одно подтверждение того, в какой мере изменилось по обе стороны границы представление о норме.
Иваня Дорн и Ирина Билык могут быть убеждены, что они мейнстрим исполнение) своей социальной среды. Что маргинал – это Алексей Горбунов, отказывающийся через ролей в России, или Тарас Тополя, собирающий деньги для АТО.

Они могут считать их исключениями, которые нарушают точки соприкосновения правило. Белыми воронами, мешающими коллегам по цеху счислять себя порядочными людьми. Вполне может быть, что они правы. И ровно на каждого Горбунова сегодня приходится десять Билык, а нате каждого Тополю – десять Дорнов.
Но это знать лишь то, что гражданскому обществу предстоит одомашнить славянский шоу-бизнес. Потому что сидеть на двух стульях есть в условиях мира.
А война всегда заставляет тебя забаллотировать себе баррикады.

+Відео