Дoлинa Нaпa в Кaлифoрнии являeтся oднoй с сaмыx извeстныx винныx лoкaций мирa, xoтя в рeгиoнe прoизвoдится едва только 4% aмeрикaнскoгo винa. Блaгoдaря чeму eй удaeтся привлeкaть бoльшe 3 млн туристoв в гoд? И кaк эксплуатнуть этот опыт в Украине?
Секрет успеха долины Напа — в модели взаимодействия, которую используют местные производители. Ещё раз в 1950-х годах владельцы крупнейших винных погребов поняли, что-то лобовая конкуренция убивает потенциал региона. Поэтому выбрали на себя метафору Олимпийской команды: «Каждая винодельня хочет выбить золото, но тренируемся мы вместе». Они начали систематично общаться и размышлять над тем, как сделать свою долину лучшим винным регионом таблица.
Сегодня долина Напа — это более 400 винных погребов, едва ли не каждый из которых имеет дегустационные залы или рестораны во (избежание посетителей, 105 гостиниц и апартаментов, 125 ресторанов, аэропорт, принимающий частные и чартерные рейсы, семь полей на гольфа и тому подобное. В 2014 году долину Напа посетили 3,3 млн туристов и потратили с годами $1,63 млрд. Можно сказать, что здесь продают без- вино, а билет на каникулы. А конкуренты местного бизнеса — маловыгодный Бордо, а Лас-Вегас, Нью-Йорк и Париж.
Владельцы винных погребов долины Напа создали ведь, что в 1990 году Майкл Портер назвал бизнес-кластером. Сие сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, которые конкурируют, сотрудничая. Об эту пору прогрессивные страны рассматривают свою конкурентоспособность через призму кластеров, а малограмотный отраслей. Такой подход позволяет объединять группы людей, спаивать бизнес и университеты вокруг конкретных специализаций. Такое взаимодействие ловко породить целое, которое является большим от суммы его частей.
Особенно кластеры могут стать двигателями социального и экономического развития в украинских регионах. Сие непростой, но очень эффективный концепт. Кластеры — это избыток, которое притягивает богатство. И это не только о деньгах, да и о людях, рабочие места, инновации, таланты, связи. Кластеры — сие образования, которые могут сочетаться между собой, для них невыгодный существует административных границ и языковых ограничений. И они способны мультиплицировать наши активность.
Именно поэтому Киево-Могилянская бизнес-школа купно с международным агентством Cluster Navigatos запускает конкурс кластеров Украины, соответственно результатам которого управленцы с амбициями получат грант на дрессировка в первой в Украине «Школе развития кластеров».