Чтo принeсeт укрaинцaм мoнeтизaция субсидий?
Выдaчa гoсудaрствeннoй пoмoщи «живыми» дeньгaми нa обрезки грaждaнaм, a нe пoстaвщикaм услуг дoлжнa стaртoвaть с aпрeля этoгo гoдa, тo eсть нa дeвять мeсяцeв рaньшe, нежели планировалось. Об этом шла речь в постановлении Министерства финансов через 13 февраля. Однако эксперты убеждены: монетизация – не что-что иное, как очередная подмена понятия, а деньги и дальше будут лететь в карманы известных олигархов.
О какой монетизации субсидий договорились речь
Реформировать систему расчетов за жилищно-коммунальные сервис начали с 1 января 2018 года. Отныне средства за трата получают предприятия-поставщики услуг. Следующий шаг – фактическая возмещение денег гражданам. Однако на реализацию этого проекта Минфин и представители объединений совладельцев многоквартирных домов и жилищно-строительных кооперативов смотрят точно по-разному.
Новый механизм расчета субсидий с текущего годы вогнал ОСМД в социальные долги. Потому что разницу в тарифах эмират вовремя не возвращает. Иногда ждать приходится год. Кто кого не понял казначейские счета обязались закрыть, а вопрос задолженности снять: ширли-мырли, долги по возмещению льгот и субсидий по всем вкладам ОСМД из-за 2017 год будут погашены. Однако основной корень противоречия – мощь монетизации. Представители ОСМД настаивают на возмещении льгот и субсидий, которые начисляются получи все расходы, которые платят граждане. А Минфин предлагает инъецировать монетизацию только субсидий и только на расходы по содержанию придомовых территорий и вывозу бытового мусора и жидких нечистот.
Чисто должны были бы возмещать выплаты «живыми» деньгами
Монетизацию планируется обставить в три этапа. Прежде всего, владельцам квартир в многоэтажках напрямую вернут издержки за льготы и субсидии. Но ОСМД охватывает лишь одна четвертая жилого фонда. Это значит, что другие жилищные конторы останутся с теми но проблемами.
Далее должны создать, так называемый, неограниченный реестр избирателей и открыть социальные карты для начисления возмещений в денежном эквиваленте. Граждане, будто бы, смогут получить деньги в отделении Укрпочты или на банковский счетец. За начисление будет отвечать Министерство социальной политики соответственно месту регистрации субсидианта. Оно и должно сообщать о необходимости написания заявления для выдачу госпомощи. Поэтому, кому не сообщат, средств без- дадут. В Минсоцполитики пока отмалчиваются. Говорят: надо дождаться принятия проекта постановления правительством. А незаинтересованный этап – распространение монетизации на весь жилой фонд – эксперты в считают фантастикой.
Даже если система заработает, имущество и дальше будут идти монополистам
За последние три возраст размер субсидии вырос не на шутку: в 2014 году выделили 6 млрд гривен госпомощи, в тот же миг – 71 млрд. В Украине субсидию получают 68% домохозяйств, почему неслыханно в сравнении с 10% в Европе. Среди украинцев, которые пользуются субсидией, 50% – работают. Возьми Западе если ты имеешь работу, то о субсидии и речи да и только. А если учитывать, что иногда размер социальных выплат превышает размер доходов гражданина, ведь ситуация достигает апогея абсурда. Казалось бы, возмещение расходов наличкой на руки гражданам – победа.
Однако, эксперт объединение социальным вопросам, экс-нардеп Андрей Павловский считает, будто монетизация как таковая не состоится, а нововведения – имитация и очередная подстановка понятия.
Минфин предлагает монетизировать 10-15% от общих затрат. Скажем как плата за содержание дома вывоз мусора – 200-300 гривен – мизер. О возмещении сумм, которые идут бери отопление, электроэнергию, энергоснабжение и занимают львиную долю – не говорится. Как-то министр соцполитики Рева заявил, что он против монетизации. По слухам, отложим до лучших времен. Сумма субсидии часто превышает размер пенсии. Что же это деньгами давать на руки?! Нельзя. Вне) (всякого) сомнения лучше отдавать монополистам частных компаний, убежден Рева. Следственно нынешняя система льгот – субсидирование не гражданина, а известных олигархов, – прокомментировал Павловский.
По части мнению члена экономического дискуссионного клуба, научного сотрудника Национального института стратегических исследований Геннадия Рябцева, помимо изменения системы тарифообразования не стоит ждать улучшения.
Рана в отсутствии национальной программы модернизации жилого фонда. Количество потребленной энергии жилищным фондом, который-нибудь уже выработал свой ресурс, будет только расти. Символ веры тарифообразования остается старой по затратному принципу. Вряд ли земля будет способно осуществлять начисление и компенсацию тарифов. Без действенной прагматичной жилищной политики в государстве изменений безграмотный будет, – подчеркнул Рябцев.
Выгодно ли государству помещать монетизацию субсидий сегодня
Правда, проект постановления об изменениях ориентировочно субсидирования до сих пор не принят. Министерство финансов обязалось досидеть механизм до 21 февраля. А уже тогда вынести нате рассмотрение Кабмина. Владимир Гройсман пообещал рассмотреть документ бери ближайшем заседании.
Однако долги госбюджета не позволят исполнить даже эту систему, считает Рябцев.
«Правительство безграмотный примет решение относительно алгоритма выпуска специальных банковских карт. На хрена? Для 60% домохозяйств, которые получают льготы, государственным банкам надобно(ть) выпустить по меньшей мере 9 миллионов карт. Откуда возьмутся фонды на выпуск и администрирование карточек, если государство не рассчиталось с долгами после прошлый год? В запланированных расходах госбюджета на 2018 годочек о социальных картах – ни слова. А с другой стороны, даже в изготовление карточек нужно время. Поэтому с 1 апреля денег для руки граждане точно не получат», – констатировал Рябцев.
Числом его словам, в течение этого года следует ожидать разработки алгоритмов и, знать, внедрения пилотных проектов.
Если система и стартует, так перед выборами. Потому что ничто так не обращает чуткость электората, как очередная «плюшка» накануне голосования, – добавил знаток.