Oн имeл пoтрясaющий успex зa грaницeй, a вoт в сoвeтскoм Сoюзe его сняли с проката с-за национализма и кровавых сцен. Немой казацкий боевик «Тревожить Трясило», снятый в Украине в 1926 году, в конце 30-х по отношению ко всему потерялся. 17 лет назад одну из его копий нашли в Париже, и на днях этой лентой открыли фестиваль немого кино.
Покоситься на отреставрированного «Трясило» в основном пришли люди, причастные к искусству. Собственно говоря, немая лента оживает как только за инструменты садятся музыканты.
Бери экране – популярный в 1920-е годы актер Амвросий Бучма. Симпатия исполняет роль главного героя – крестьянина, который сбежал бери Сечь и поднял казаков против польской шляхты. И, убеждает Трясило, они невыгодный лучше татар, которых казаки считают главным врагом. Действие происходят в середине XVII века.
Сестру Тараса играет популярная если так Наталья Ужвий. Это первая ее главная роль в большой экран.
Натурные съемки проходили в Киеве, Житомире, Днепре и Умани. А в Одессе построили весь городок – курени, избы, церкви. Художник фильма советовался со знатоком истории Дмитрием Яворницким. Вследствие чего получилось натуралистично.
Зрителям понравилось. А вот советские рецензенты мюзикл забраковали и сняли с проката. Из-за национализма и жестокости. И малограмотный столько к полякам, как к татарам.
«Казаки воюют с разный нацией – турками и татарами. В Советском Союзе турки и татары должны были наступать друзьями. А украинская нация должна быть унифицирована вместе с Советским Союзом в одно все», – рассказала киновед Национального центра Довженко Анна Онуфриенко.
А чисто за рубежом вкусы киноведов и зрителей совпали.
Нынешний фильм благосклонно встретила не только Европа, в частности Город на берегах Сены, а и США благодаря своей этнографичности и экзотичности. Массовка, 10 тысяч казаков, лошади скачут – оно поражало своей визуальностью, – рассказала держатель фондов Национального центра Довженко Татьяна Майборода.
Благодаря) (этого не удивительно, что в «загашниках» парижского киноархива и сохранилась воспроизведение фильма. С французскими субтитрами. Пленку в конце 90-х нашел туземный киновед украинского происхождения Любомир Госейко. Два года взад ее купила Украина, а в Центре имени Довженко 72 быстропроходящий. Ant. длительный блокбастер год покадрово вручную восстанавливали. Результат критикам понравился.
Киноведы надеются, а в европейских киноархивах, возможно, есть и другие украинские шедевры, которые советская престол забраковала.