Цeль нaстaвничeствa – пoдгoтoвить рeбeнкa, лишeннoгo рoдитeльскoгo пoпeчeния, к сaмoстoятeльнoй жизни. Вeдь дeти в интeрнaтax нe умeют гoтoвить eду, дeлaть пoкупки, зaщищaть свoи прaвa и тoму пoдoбнoe. Пoмoчь им в этoм мoжeт нaстaвник, кoтoрый стaнoвится чтобы рeбeнкa другoм. Кaк этo рaбoтaeт и чтo нaдo, чтoбы приoбщиться – узнaвaли журнaлисты сaйтa «24».
Стaть нaстaвникoм oзнaчaeт стaть зaбoтливым взрoслым, другoм, гoтoвым пoсвятить рeбeнку с интeрнaтa свoe врeмя, знaния и oпыт. Нaстaвник дoлжeн имeть пoлныx 18 лeт, жeлaниe пoмoгaть другим, слушaть, состоять тeрпeливым и, кoнeчнo, любить дeтeй.
Нa прaктикe этo выглядит тaк: зa чeлoвeкoм, кoтoрый жeлaeт стaть нaстaвникoм, зaкрeпляeтся oдин пузырь-сирота, к которому по меньшей мере четыре раза в месяцок следует приезжать в интернат, проводить с ним время, играть, валандаться, учить элементарным навыкам жизни. Например, приготовить вместе еду, поведать об экономии средств, поговорить о будущей профессии, помочь в личных проблемах alias конфликтах. Словом, подготовить ребенка-сироту к взрослой самостоятельной жизни и социальной адаптации.
Более или менее возраста – это могут быть дети от до 18 полет. Как правило, для наставничества выбирают детей с 8 до 18 парение. Дети в этом возрасте лучше понимают, что наставник – сие не будущая мама или опекун.
Законно ли сие?
Да. Если раньше наставничество и существовало, то без- в слишком выраженных формах и масштабах. Конечно, были неравнодушные кадр(ы)-волонтеры, которые обучали детей-сирот началу самостоятельной жизни, тому, чему отнюдь не научат в интернате. Однако, происходило это все на энтузиазме и искреннем желании помочь.
А с сентября сего года деятельность наставников закреплена на законодательном уровне. Опять-таки 8 сентября 2016 года Верховная Рада Украины приняла кайфовый втором чтении законопроект №4784 о внесении изменений в закон «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения» касательно наставничества.
Однако нужно еще около 6 месяцев, в надежде закон вступил в полную силу.
Все дети, проживающие в учреждениях институционального ухода, рассказывает Таня Иордан, руководитель проекта Наставничества для детей сирот «Одна Надежа», интернатах, центрах социально-психологической реабилитации и других подобных детских домах, за закону подлежат наставничеству. Не входят сюда только детские на хазе семейного типа.
Этот закон позволяет запустить траверс наставничества по всей Украине и масштабировать его – чтобы гарантировать наставником каждого украинского ребенка, который в этом нуждается.
Благодаря этому это так важно?
Чаще всего «интернатовцам» помогают волонтеры тож спонсоры материально. Как правило, привозят одежду, конфеты, проказа, организовывают целые шоу и праздники. Понятное дело, это надо. Однако, для детей в интернатских учреждениях крайне важнее психологическая поддерживание и обычные дружеские отношения, то чего за деньги маловыгодный купишь – общение, внимание и принятие, совместные игры, возможность востребовать совет, решить проблему, быть защищенным.
Много детей-сирот до разным причинам (здоровье, возраст, юридический статус) не могут непременничать усыновленными. У детей старше пяти лет шансы найти родителей нелицеприятно снижаются. А желающих усыновить подростка – единицы. Это значительно вредит их эмоциональному и душевному состоянию. Ни дать ни взять результат, дети не подготовлены к самостоятельной жизни, поэтому превалирующая из них после выхода из интерната ведут асоциальный обличье жизни.
Согласно статистике, в Украине около 80 000 детей-сирот находятся в 760 интернатах и детских домах Украины. После этого выхода из интернатных учреждений: каждый второй ребенок совершает фелония, каждый пятый становится бомжом, каждый седьмой – совершает попытку самоубийства, только лишь 1% детей-сирот получает высшее образование.
Только самая большая проблема заключается в том, что эти мальцы остаются очень одинокими, рядом с ними нет никого, к кому бы они могли перейти за помощью.
Надо ли усыновлять ребенка?
Ни слуху. Наставничество – это альтернатива усыновлению. Наставник должен приезжать в общежитие или детский дом к своему питомцу, тогда когда лакомиться время. Это может быть, например, на выходных – получи и распишись один-два часа. Впоследствии, когда пара установит доверительные связи, с питомцем можно прогуляться, например, в городе, парке, посидеть в видеокафе. Однако покидать территорию интерната, объясняет Иордан, можно только лишь с согласия руководителя учреждения.
С ребенком можно общаться, совершать вместе какое-то hand-made, смотреть фильмы, лекции, строго-настрого запретить пиццу, – отмечает Иордан.
Если же времени в обрез и кого и след простыл возможности часто приезжать к ребенку – можно общаться по телефону либо — либо через скайп по меньшей мере раз в неделю. Полезно, возможностей поддерживать связь на сегодня – более, чем стоит.
Как стать наставником?
Нужно подать иск и необходимые документы в центр социальных служб для семьи, детей и молодежи в своем городе. Причитающийся шаг – обучение на тренинге для наставников (на тот или иной вас отправят), где профессионально готовят к взаимодействию с ребенком изо интерната.
Наставник получает рекомендацию к определенной категории детей. Поворачивайся всего, будет написано, что этот человек подходит про девочки такого-то возраста, можно (или не не грех) с особыми потребностями. Как именно будет выглядеть рекомендация с целью наставника, будет утверждено в марте следующего года, – объясняет Иордан.
(не то наставник уже имеет рекомендацию – обращается в заведение, которое ему покойно по месту жительства.
В свою очередь администрация заведения должна подготовить детей к наставничеству. Ведь есть, рассказать им, что наставник – это не поручитель, не будущий усыновитель, не опекун, говорит Иордан. Девочка со своей стороны также дает согласие на шефство.
После этого подписывается трехсторонний договор между директором заведения, наставником и центром социальных служб с целью семьи, детей и молодежи. Однако, если ребенка перемещают в другое лавка и наставник планирует продолжать ездить к ребенку, договор нужно переподписывать поуже с новым директором этого заведения.
В то же эпоха, наставника подбирают к конкретному ребенку, учитывая так сказать его «средства», чем он может быть полезен именно этому воспитаннику. Сие не означает, говорит руководитель проекта Наставничества, что народа должен быть психологом даже, если он будет сидеть за работой с ребенком с особыми потребностями.
Как побороть волнение будущим наставникам?
Относительная людей, которые хотели бы стать наставниками, беспокоят мысли, точно найти время, что делать, если у ребенка возникнет чрезмерная предрасположение или по каким-то причинам нужно будет расторгнуть общение.
Татьяна Иордан поясняет, бояться этого неважный (=маловажный) стоит, потому что это – норма для наставничества. Вообще с тем, на тренингах наставника научат как ставить черту в общении с в детстве. Наставник должен корректно и правильно реагировать и объяснять, что некто не является мамой для питомца и не хотел бы, дабы его так называли. Он только друг.
К тому а, будущий наставник должен осознавать, что он не планирует в ближайшее счастливый случай переезжать за границу или менять в Украине город своего проживания. Заканчивать общение со своим питомцем, отмечает Иордан, надо как надо.
Заранее предупреждать ребенка, что я не могу приплестись к тебе в дальнейшем не потому, что ты плохой, разве ты мне не понравился, а потому, что я меняю город жительства или у меня изменились жизненные обстоятельства, – отмечает коновод проекта наставничества.
Важно, добавляет она, честно и на весь народ рассказать ребенку о своих изменениях или проблемах в жизни, вбить в башку, почему количество встреч уменьшается или вообще прекращается. Коль (скоро) по определенным причинам наставник не может посещать своего питомца, ему ищут замену – другого наставника, и наперед предупреждают ребенка. Специалисты отмечают, ни в коем случае без- исчезать из жизни ребенка и не прекращать общение визгливо, чтобы не травмировать.
Читайте также: Как нарушаются карт-бланш детей в Украине: можем ли мы спасти будущее?