Нoвый зaкoнoпрoeкт o нaциoнaльнoй бeзoпaснoсти Укрaины, нa дняx внeсeнный прeзидeнтoм в Вeрxoвную Рaду, приближaeт этoт сeктoр к стaндaртaм НAТO, убeждaeт сaм Пeтр Пoрoшeнкo. Oднaкo укрaинскиe экспeрты зaмeтили в дoкумeнтe нeскoлькo сущeствeнныx нeдoстaткoв.
Зaчeм нужeн свежий закон
Действующее законодательное регулирование отношений в сфере национальной безопасности имеет серьезные нужда, указано в пояснительной записке к законопроекту 8068. В частности, поясняет автор, Законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины» на один зуб четко определена сфера национальной безопасности: «как угрозы национальной безопасности закреплены отличаются как небо и земля негативные факторы развития общества и государства, несмотря на в таком случае, что их преодоление не может быть обеспечено деятельностью органов сектора безопасности. В свой черед закрепление на законодательном уровне перечня угроз национальной безопасности Украины и мероприятия реагирования на них не отвечают практикам государств-членов Европейского Союза и НАТО, затрудняет решение приоритетов государственной политики в сфере национальной безопасности и своевременную реакцию держи изменения ситуации с безопасностью».
Также автор законопроекта указывает для отсутствие в действующем законе четкого разграничения полномочий государственных органов, наше) время всего органов сектора безопасности, что усложняет межведомственную координацию, в частности быть длительной агрессии против Украины, которая частично осуществляется в «гибридных» проявлениях.
О нежели законопроект
Он содержит пять разделов. В первом – определение терминов, используемых в проекте Закона. Второстепенный – закрепляет правовые основы и принципы государственной политики в сфере национальной безопасности и обороны, фундаментальные национальные кругозор Украины (обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности, интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, правовое промежуток, обретение членства в Европейском Союзе и в Организации Северо-Атлантического договора).
Незаинтересованный – определяет принципы и механизмы гражданского демократического контроля, полномочия в осуществлении такого контроля законодательной, исполнительной и судебной руководство, органов местного самоуправления и гражданского общества.
В четвертом – определені эшелон сектора безопасности и обороны и правовой статус основных органов, входящих в его круг, а также управление и координация в сфере национальной безопасности.
В пятом разделе прописано настройка планирования в сфере национальной безопасности и обороны, определены основные документы долгосрочного планирования (Поведение национальной безопасности Украины и Стратегия военной безопасности Украины, Поведение общественной безопасности и гражданской защиты Украины, Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса Украины, Политика кибербезопасности Украины, Национальная разведывательная программа).
Ирина Геращенко, общенародный депутат Украины:
Системные изменения в этой сфере безопасности являются ключевыми в (видах приближения Украины к стандартам НАТО. Законопроект разрабатывался экспертами и специалистами Совета нацбезопасности и обороны Украины соединенными усилиями с международными партнерами Украины – представителями стран ЕС и НАТО. В законопроекте усиливается демократический статский контроль над сектором безопасности и обороны, вводится новая режим командования и фиксируется важная норма гражданского министра обороны, вносятся системные изменения в профильное Минфин обороны Украины. Там закладывается новая архитектура системы управления сектором безопасности и обороны. Сие все приближает нас к стандартам НАТО.
Дмитрий Снегирев, воин эксперт:
Этот законопроект – переформатирование армии в общеевропейский, натовский величина, когда руководителем Вооруженных Сил Украины будет гражданское чухло, которое должно олицетворять контроль со стороны общества вслед деятельностью Вооруженных Сил. Это красиво в странах Запада, идеже есть развитая демократия, и все институты выступают в роли контроля из-за деятельностью ВС и делают невозможной, в первую очередь, коррупционную составляющую. А в украинских реалиях сие самая больная тема. Потому что есть вопросы реально-технического обеспечения ВСУ, которые стали уже «святой коррупционной коровой». Удовлетворительно вспомнить закупку горюче-смазочных материалов с превышением в 150 миллионов, и ни одна душа не сел тогда.
Еще в 2011 году странами Запада нам было выделено 30 миллионов долларов в проведение институциональных реформ, в том числе – и Вооруженных Сил. Тирада шла как раз о контроле над материально-техническим обеспечением ВСУ и введении убеждения «контроль со стороны общественности». Прошло 8 лет. 30 миллионов, вне всякого сомнения, украл режим Януковича. Но что изменилось сейчас? Они ввели гражданских лиц в виде советника Президента господина Бирюкова. К тому же в 2015 году Бирюков за деньги благотворительного фонда «Плоскости Феникса» якобы восстановил АН-26, который передали ВСУ, полно было красиво. А уже в 2017 году ВСУ, в частности, военная приём 0215 города Винницы, объявили тендер на ремонт того самого самолета бери сумму 52 миллиона гривен. Вопрос – куда делись гроши, которые собирала вся страна для благотворительного фонда, и был ли исправление? Это наглядное свидетельство того, что контроль материально-технических закупок с целью Вооруженных Сил со стороны общества дискредитирован.
В условиях тоталитарно-коррупционного государства, примерно откровенно, должность гражданского министра обороны будет выглядеть равно как декорация. Назначат человека из ближайшего пула президента, подконтрольного, что будет отчитываться не перед обществом, а перед людьми, которые его назначили, предварительно финансово-олигархическими группами. На Министерство обороны направляется на глазо 5% ВВП, и эта цифра будет расти. К контролю сего финансового потока общество они не допустят. Но к стран Запада отчитаются: вот, мы приняли закон о национальной обороне, привели Вооруженные Силы к образцу НАТО, у нас упихивать даже гражданский министр обороны. Который фактически не пора и совесть знать выполнять ни функциональные, ни политические требования, на него возложенные.
Дана Яременко, дипломат, глава правления ГО «Майдан иностранных дел»
Сие Закон о том, как три года назад надо было перестроить сектор безопасности и обороны государства, если бы Министерство обороны Украины сие могло или хотело.
На самом деле законопроект касается как никогда сектора обороны и безопасности и не охватывает все сферы, которые традиционно относятся к составляющим нацбезопасности – экономическая, экологическая, кибернетическая, критической инфраструктуры и тому подобное. Авторы законопроекта объяснили, будто и как должно происходить в этих сферах. Следовательно, название проекта закона безграмотный соответствует содержанию.
Законопроект чрезвычайно «сырой», содержит большое объем несогласованных положений, как в рамках самого законопроекта, так и в плане несоответствия положениям других действующих нормативно-правовых актов.
Далеко не урегулированы в законопроекте и взаимоотношения между начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Украины и Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, Командующим объединенных сил и Командующими видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины, командующими (руководителями) других военных формирований. Через этого возможен конфликт между органами управления во хронос выполнения задач по оперативному руководству войсками.
Вопреки стандартам НАТО, получай которые ссылается Президент, в законопроекте Министерство обороны Украины остается органом военного управления. Сие абсурд, учитывая то, что Министерство обороны Украины под лад этому же законопроекту должно возглавляться гражданским министром и гражданскими заместителями министра. Из-за этого Министр обороны Украины, как член Кабинета Министров, гражданское особа и руководитель органа исполнительной власти не может быть подчиненным Президенту Украины по образу Верховному Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины, как и не может вести оперативное руководство применением Вооруженных Сил Украины.