В результате реализации предложенных Минфином акцизных инициатив в табачной сфере неизбежными последствиями станут небольшой недобор акциза, но катастрофический провал по НДС и розничному акцизу.
Об этом в своем блоге «Акцизы-2017: повторяем свои ошибки» пишет Александр Крамаренко.
Также автор предостерегает, что такая политика не даст эффекта по части снижения табакокурения: «Вместо этого будем иметь рост потребления дешевых сортов и, возможно, контабанды / контрафакта («водочный сценарий»)».
«В результате применения проекта Минфина получим относительно мягкое подорожание дешевых сигарет и куда более сильное подорожание сигарет дорогих / качественных сортов. Потому что адвалорная составляющая для дешевых сигарет «прячется» внутри МНО, а для более дорогих фактически, добавляется сверху», – говорится в статье.
Анализируя европейский опыт в этой сфере, эксперт отмечает, что большинство стран ЕС снижают адвалорную часть акцизов, предпочитая взимать их в виде специфической ставки.
«С 28 государств, входящих в ЕС, с 2010 до 2016 года адвалорные ставки подняли только Болгария и Хорватия. Оставили неизменным Финляндия, Польша, Литва. Все остальные страны снижали. От умеренно снизивших Словакии, Чехии, Эстонии, Германии до радикально снизивших ставки на треть, на 2/5 Греции и Швеции соответственно. Нидерланды, Дания, Словения снизили адвалорную ставку примерно на пятую часть. все остальные страны примерно на 1 / 15-1 / 10», – пишет автор.
По его словам, проводя такую политику, они получают снижение табакокурения, простоту фискального администрирования, рост сбора акцизов в бюджет.
«Нынешний акцизно-табачный спор – это, во-первых, цена вопроса в несколько десятков миллиардов гривен в госбюджет (то есть больше этих миллиардов получим на неотложные нужды или меньше). А во-вторых, это – возможность мягко удержать людей от перехода на уже совсем дешевый табак», – резюмирует автор.