С рoстoм минимaльнoй зaрaбoтнoй плaты в Укрaинe дo 3200 гривeн измeнится и стaвкa eдинoгo нaлoгa, плaтить кoтoрый oтнынe вынуждeны дaжe прeдпринимaтeли, кoтoрыe нe пoлучaют дoxoд. Кaкиx eщe измeнeний в сфeрe нaлoгooблoжeния oжидaть бизнeсу и чтo пo этoму пoвoду думaют эксперты – в материале сайта «24».
Зачисление Верховной Радой законопроекта №5130, который предусматривает повышение «минималки», означает, ровно база налогообложения автоматически возрастет, хотя сами налоговые ставки неважный (=маловажный) изменятся.
Эксперты говорят: проблема не в том, подобно как минимальную заработную плату значительно повысили, а в том – как сие сделали. Минималку подняли в два раза, а прожиточный минимум – безукоризненно на 12%. В таком случае минимальная заработная плата что социальная гарантия теряет свое значение и становится не доступной соцгарантией, а элементом системы налогообложения.
Отталкиваясь ото уровня минимальной заработной платы в размере 3200 грн, итог единого социального взноса (ЕСВ) в Пенсионный фонд будет равна 22% с «минималки» – 704 грн в месяц, независимо от получения прибыли. До этих пор размер сбора составлял 352 гривны. Даже для тех, кто такой не показывает доход от самозанятости, теперь есть обязательным расплата единого налога и социального взноса. По данным сервиса Opendatabot, по (по грибы) три недели до конца 2016 года свои малые предприятия закрыли почти 120 тысяч человек (всего их 680 тысяч).
Эксперты отмечают, зачем за последние несколько лет были переписаны нормы Налогового кодекса Украины, которые касаются только что не всех видов налогов. Чтобы усилить процедуру мониторинга и контроля предпринимательской деятельности, Организация налогоплательщиков Украины подготовила новый проект либерального Налогового кодекса, тот или иной в апреле представит в Верховной Раде Украины. Об этом рассказал правитель Ассоциации Григол Катамадзе на пресс-конференции «Новые налоги и акцизы. Словно будет выживать бизнес?»
Таким образом, если законодатели примут документик, то через полгода, с нового отчетного периода, в Украине заработает новая доктрина налогов.
Что предлагает новый либеральный Налоговый упк?
В проекте кодекса предлагается объединить единый социальный уплата с налогом на доходы физлиц, чтобы ставка этого налога последовательно уменьшалась. В 2018 году это будет 32%, в 2019-м – 28%, и к 2020 – 20%.
Одновременно с тем, отмечает Катамадзе, в кодексе предлагается вести понятие микробизнеса и малого бизнеса, которые будут квиты налоги по разным ставкам (микробизнес – 8%, малый фирма – 3%) и для которых будет установлен годовой оборот в 1 леодр гривен и 5 миллионов гривен соответственно.
Мы считаем, который принятие либерального налогового кодекса позволит получить долю ВВП в Украине малого и среднего бизнеса сверху уровне более 50%. На сегодня Украина на европейском континенте особо в этом смысле отстает, – подчеркнул Катамадзе.
В то эпоха, по его словам, в Польше этот показатель составляет больше 65%, в Великобритании – 97%, во всех остальных развитых странах порция ВВП, который приходится на малый и средний бизнес, равно как очень высока. Кроме того, добавляет эксперт, одной с экономических «подушек» для того, чтобы либерализация налогового законодательства без- дала провала экономики и поступлений в бюджет, является приватизация государственной собственности. В среднем делали все успешные страны.
Однако, как я уже знаем, попытки украинской власти в 2016 году оформить приватизацию ряда предприятий, самым известным из которых является Одесский припортовый обычай, были, откровенно говоря, неудачными. Надежды возлагаем на 2017 годик, тем более, что это одно из требований Международный валютный фонд. Но как, известно, обещать украинской власти – не чисто выполнять.
Возвращаясь к налогам, отметим, что если нынешний документ будет одобрен, новый либеральный Налоговый кодекс может стартовать действовать уже с 1 января 2018 года. У бизнеса будет немало времени, чтобы с ним ознакомиться.
Налог на обрисованный капитал – эффективнее
Об изменении модели налогообложения и устранении «договорняков» в системе «начальник-бизнес», а вместо этого привлечении инвестиций и выводе средств «изо тени», говорит бизнес Украины. И заявляет о необходимости изменения существующей налоговой системы и подготовки законопроекта о налоге получай выведенный капитал. Как отмечает управляющий партнер аудиторской компании «Имущество Плюс» Татьяна Шевцова, если вместо налога на профит ввести налог на выведенный капитал, при переходе бери него прибыль, остающаяся в бизнесе, не облагается налогом. Промежду существенных плюсов налога на выведенный капитал – привлечение внешних инвестиций в прозрачную прибыльную компанию.
Как и отпадает необходимость проверок бухгалтерской отчетности предприятий по прибыли, по какой причине порождает коррупцию в отношениях «Государственная Фискальная Служба-бизнес». Намолот рабочих ГФС и, соответственно, расходы бюджета на их питание сокращаются. Значительно упрощается также и налоговое администрирование. На пока в рейтинге «Doing business» Украина по налогам находится в 84-м месте, после карликовых тихоокеанских государств Тонга и Самоа. В так же время, с введением налога на выведенный капитал возрастет инвестиционная интересность страны. В Эстонии, где действует подобный метод налогообложения, инвестиционный мириады в 4 раза превысил показатели других прибалтийских стран.
Наша сестра проанализировали ситуацию с налогом на прибыль. Во-первых, нынешний налог мизерный, не более 2% ВВП сбор до налогу на прибыль. Во-вторых, данные, открытые нам ГФС о триллионе накопленных убытков предприятий – сие огромная сумма, которая не позволяет даже в долгосрочной перспективе дать сто очков вперед эти убытки, кроме как сказать, что мы вас прощаем вам эти убытки, а дальше полностью платим налоги, – отметила Шевцова.
Паче того, говорит она, этот триллион убытков приходится возьми офис крупных налогоплательщиков, которые занимаются операциями вывода капитала. И настоящий рейтинг по выводу капитала из страны – пожалуй что синь-порох в глазу, в котором Украина передвигается на первые строчки. Потому получи фоне этого изменение модели налогообложения прибыли выглядит удовлетворительно целесообразным решением, говорит эксперт.
Не самая большая переделка для бизнеса
В то же время президент Украинского аналитического центра Санюта Охрименко считает, что какие-либо изменения в Налоговом кодексе отнюдь не дадут никакого эффективного результата. Проблема роста взяток проверяющим постоянно равно, говорит он, не исчезает. По мнению Охрименко, реформу имеется возможность проводить, но не спеша. Во-первых, необходимо, дай тебе заработала банковская система.
Если вводить нулевое заявление, я бы запретил указывать наличные деньги, только депозиты. Разве обязать, чтоб в нулевую декларацию вносили только депозиты, столбняк или ценные бумаги, это даст мотивацию населению устраивать деньги в банках на депозитах. Соответственно, поднимется ликвидность банков. Однако для этого нужно время, – говорит Охрименко.
Зубр добавляет: но и это не самая главная проблема экономики и бизнеса Украины. Главная но – это политическая нестабильность. Как для бизнеса, так и пользу кого украинцев в целом.
Похожего мнения о том, что любая налоговая прогресс в Украине сегодня не даст никаких эффектов, придерживается Геша Олейников, эксперт по вопросам экономики «Экономического дискуссионного клуба». В Украине уписывать существенное отличие с Европой, говорит он: у нас неплохой Ясачный кодекс, но его никто практически не выполняет.
Потому что действительно ведение бизнеса в Украине напоминает борьбу за преимущество зарабатывать деньги. Возможно, сами предприниматели не против отдавать налоги и зарплату работникам «по-белому», однако в украинских реалиях сие напоминает порочный круг, в котором если не заплатишь тому, который сверху, не выживешь. Поэтому задача государства со своей стороны – сотворить благоприятные, прозрачные условия для уплаты налогов и ведения бизнеса в Украине, сверх «вмешательства» в карманы предпринимателей, а бизнеса – хотя бы небольшими шагами вытесаться «из тени», при этом не выводить наличные с страны, а увеличивать поступления в бюджет.