Пoчeму нeoбxoдимo отвернуть гриф «сoвeршeннo сeкрeтнo» с кoнтрaктoв oбoрoнныx вeдoмств?
55,6 млрд грн – стoлькo нaлoгoв уплaтили в прoшлoм гoду укрaинцы нa сoдeржaниe Вooружeнныx сил Укрaины. В слeдующeм гoду, сoглaснo прeдстaвлeннoму прoeкту бюджeтa-2017, этa суммa вырaстeт eщe нa 9 млрд грн. Кaждый укрaинeц дeлaeт свoй вклaд в рaзвитиe aрмии, нo никтo нe знaeт, нa чтo идут сии срeдствa? Пoтoму чтo рaсxoды нa oбoрoнную сфeру у нaс пoд грифoм «сoвeршeннo сeкрeтнo». Инфoрмaция зaсeкрeчeнa дaжe oт пaрлaмeнтaриeв.
Всeгo нa сeктoр бeзoпaснoсти и oбoрoны в бюджeтe-2017 прeдусмoтрeнo пoчти 130 млрд грн. Нeпoсрeдствeннo с целью нужд aрмии Минoбoрoны пoлучит 64 млрд грн. Другие – более 65 млрд грн – распределены между МВД, Государственной пограничной службой, Нацгвардией и Госслужбой вдоль чрезвычайным ситуациям.
Голосовать вслепую за миллиарды держи «оборонку» снова предлагает правительство, подавая только общие цифры. (вследствие «Самопомич» не поддержала проект Государственного бюджета на 2017 година. Вместо этого мы предлагаем четкие шаги, чтобы деньги налогоплательщиков расходовались прозрачно и справедливо и были под контролем парламента и общественности. И готовим интерпелляция с требованием предоставить детализацию всех расходов, запланированных на 2017 время.
Шаг 1. Установление гражданского парламентского контроля по-над расходами сектора обороны
В демократических странах (включая тетушка, что имеют военные конфликты) контроль за использованием бюджетных денег берут получай себя парламенты. Эта информация является прозрачной и доступной, а потому как каждый гражданин может ее проанализировать.
В Украине а до сих пор все, что касается оборонной круги, по советской привычке остается «особенно секретной» темой.
Депутатский контроль над сектором обороны и безопасности прежде должен принадлежать к компетенции соответствующего парламентского комитета или специальных комиссий. А деятельность профильного комитета ВРУ по вопросам нацбезопасности и обороны никак не дает объективного понимания состояния дел в ВСУ, а возможность создания специальных не то — не то следственных комиссий заблокированы большинством.
Несколько дней отступать мы вернулись из Женевы, где посетили Центр гражданского контроля по-над сектором безопасности. Мы сознательно ставили вопрос: как работает думский контроль в странах, являющихся передовыми в секторе национальной обороны и безопасности? В волюм числе в США – стране номер один в борьбе с терроризмом. Нате официальном сайте Пентагона можно увидеть цену каждой немногие, что куплена на средства налогоплательщиков. Держат в секрете только-тол тайные разработки, отдельные узлы и в какие части поставляется в таком случае или иное вооружение. Возникает вопрос – кому выгодно, для того чтобы информация о стоимости закупок в Украине оставалась тайной?
Шажище 2. Аудит расходов «Укроборонпрома»
95% контрактов «Укроборонпрома» лещадь грифом «совершенно секретно». Это означает наивысшую степень защиты тайны.
И сие дает «зеленый свет» коррупции. Нет общественного контроля, контроля правоохранительных органов – подчищать безнаказанность. По нашей информации, по меньшей мере пятая отрывок из оборонных заказов разворовывается.
Поэтому «Самопомич» маловыгодный голосовала за увеличение кредитных гарантий правительства на 4 миллиарда бери нужды «Укроборонпрома». Мы настаиваем: покажите, как потрачены ресурсы за последние несколько лет? В то время, когда происходило Дебальцево, химоборона аэропорта и так далее.
Свидетельством злоупотреблений есть десятки уголовных дел, возбужденных в отношении предприятий «Укроборонпрома». Говорок идет о краже почти 300 млн грн бюджетных средств, которую правоохранители инкриминируют 30-ти предприятиям концерна, поздно ли под видом оборонного заказа средства выводились на счета фиктивных предприятий.
Вспомним как и громкий скандал по поводу кражи 23 млн грн руководством Житомирского бронетанкового завода, выделенных нате ремонт техники для нужд АТО по той а схеме. Плюс к этому кража двигателей, общая стоимость которых едва 7 млн грн.
Известно также об обыске НАБУ получи одном из государственных предприятий-спецэкспортеров, которое входит в ансамбль ГК «Укроборонпром»: во время заключения и выполнения контрактов получи поставку комплектующих руководители этого предприятия присвоили средства в специально крупных размерах.
Уголовное производство возбуждено также в отношении должностных лиц ГП «Харьковский бронетанковый здание», которые перечисляли бюджетные средства фиктивным поставщикам комплектующих с целью бронетехники.
Во всех этих случаях речь быть по сему о банальной схеме «обналичивания» государственных средств. Уголовные дела возбуждены, следственные образ действий проводятся, только вот ни одно должностное лицо далеко не наказано.
Когда мы говорим о необходимости рассекречивания расходов «Укроборонпрома», словеса идет не о том, куда поставляется вооружение. Нас интересует значение, которую заплатили. Например, в 2014 году за один и оный же патрон в одном случае заплатили 120 грн, минуя месяц уже 150 грн, а еще через несколько дней – 160 грн. По временам «накрутки» в ценах составляют не 10 или 20%, а паче 100%!
Миллиарды гривен налогоплательщиков направляются на виртуальную технику и обеспечение. Неудивительно, что их так трудно найти в АТО.
Намедни в стенах парламента прошла большая выставка новейшей техники. Так вот на передовой ее нет, в частности, широко разрекламированных БТР-3, БТР-4 и боевых бронированных машин. Одно изо достижений «Укроборонпрома» – производство «Дозора», но попробуйте их определить в АТО. В то же время на новую технику изо бюджета тратятся миллиарды. Это лишь несколько фактов изо отчета по оценке эффективности управления в сфере безопасности и обороны, некоторый мы представили в Верховной Раде.
Поэтому предлагаем пробыть аудит «Укроборонпрома» и вооружения, переданного Вооруженным силам. Необходимо трансформировать подходы к управлению госпредприятиями в сфере обороны и внести изменения в право о гостайне и госзакупках.
Шаг 3. Дифференцированный подход в оплате труда военнослужащих
Подавляющая расходов на Вооруженные силы идут на содержание войск. В 2016 году сие 40,9 млрд грн, из которых 29,2 млрд грн – заработная гонорар военнослужащим.
Интересный пример: разница в оплате военным, которые находятся в тылу и для передовой – это всего лишь 1200 грн. Контрактники, мобилизованные, призывники, которые находятся в постоянных местах дислокации, получают 7200 грн, а тетька, контрактники и мобилизованные, которые находятся на передовой в АТО – 8400 грн в лунный (серп.
Где логика? Справделиво ли, что ребята, которые 24 часа в кальпа рискуют своей жизнью и здоровьем, получают такую же зарплату, точно и те, кто в тылу?
Поэтому необходимо ввести дифференцированный аспект в оплате труда для трех категорий военнослужащих: для тех, которые учатся, для того контрактников и находящихся в местах выполнения боевых задач.
Другая геморрой – военные привилегии, статус участников боевых действий и участников АТО, которые зачастую получают те, кто ни дня не был возьми передовой и просто мечтает избежать люстрации.
Мы делаем не менее первые шаги, чтобы построить сильную и боеспособную армию. И квалифицированная проблем, которые возникают на этом пути, обусловлены далеко не недостатком средств, а их бесконтрольным использованием. Именно поэтому квадрант безопасности и обороны должен быть под контролем общества.
Тревожить Пастух, народный депутат Украины, фракция «Объединение «Самопомич», спикер подкомитета по вопросам эффективности использования бюджетных средств Комитета ВРУ ровно по вопросам нацбезопасности и обороны