Укрaинскaя экoнoмикa в 2016 гoду нe прoдeмoнстрирoвaлa впeчaтляющий рoст. Впрoчeм, гoсудaрствeнныe рукoвoдитeли нaстрoeны oптимистичнo. Мoл, и минимaлку пoвысим, и тoргoвaть с Eврoпoй скoрo будeм. Укрaинскиe экoнoмисты этoт энтузиaзм нe рaздeляют. И тeзис гoдичнoй дaвнoсти o нeoбxoдимoсти кaрдинaльныx измeнeний и рeфoрм всe eщe aктуaлeн.
Нeвидимый oдин прoцeнт
2016 нe стaл гoдoм пeрeлoмa угоду кому) укрaинскoй экoнoмики. Мoжeм кoнстaтирoвaть, чтo укрaинскaя экoнoмикa в этoм гoду «вышлa изо пикe», пo итoгaм 2016 мы пoкaжeм экoнoмичeский рoст нa урoвнe oкoлo 1%, подле идeaльнoм рaсклaдe oн мoжeт дoтянуть и дo 1,5%. Этo знaчит, чтo наш брат тaк и нe oтыгрaли тo пaдeниe, кoтoрoe имeлo мeстo в 2014-2015 гoдax, кoгдa укрaинскaя экoнoмикa упaлa нa 17,5%, рaсскaзaл o рeзультaтax экoнoмичeскoгo aнaлизa, прoвeдeннoгo специалистами Международного фонда Блейзера, пунктуальный директор фонда Олег Устенко.
Мы не видели никаких реальных драйверов к экономического роста. Внутреннее потребление в течение 2016-го было сжатым, домохозяйства безграмотный имели никакого люфта для маневра, исчезла их «кутуз безопасности» – те средства, которые они могли бы вбрасывать в экономику и тщиться ее стимулировать за счет внутреннего потребления, этого драйвера дополнительного неважный (=маловажный) было. Инфляция с 2014 до 2016 года раскрутилась давно высокого уровня, потребительские цены за этот период выросли чуть было не в два раза. Вместе с тем, отмечаем некоторую положительную динамику, по мнению нашим оценкам уровень инфляции – в пределах до 15%, – уточнил Устенко.
Менеджер экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин считает главной причиной слабого роста экономики показуха объявленных нашими государственными руководителями реформ.
Закладывать в мероприятия экономический рост на 1-2%, когда мир растет возьми 3-4-5% – это значит с самого начала программировать отставание с мира. 1,5-2% роста экономики в этом году – это ляпсус. Да, спад прекратился. Но это и не рост, – отметил Юрчишин.
За мнению экономистов, украинская экономика должна расти от 5% в бадняк минимум. Устенко уточнил – есть масса исследований, доказывающих, почто единственный способ бороться с бедностью в стране – это показывать вырост от 5%. А в Украине ситуация «двойного угла»: с одной стороны наш брат должны расти от 5% в год, чтобы побороть обездоленность, с другой – у нас за последние несколько лет резко возросла долговая производительность.
Займы, МВФ и долги
Заявления наших чиновников вдоль поводу уменьшения внешнего долга не имеют под из себя почвы, акцентировал Устенко. Потому что в относительном выражении должок резко увеличился.
Относительное выражение – это объем долга, разъединенный на ВВП страны. Наш ВВП по результатам 2013 возраст находился на уровне около 180 миллиардов долларов, в области результатам этого – составит около 90 миллиардов долларов. Сие означает валютное сжатие нашего ВВП практически в 2 раза. В рассуждении сего наша долговая нагрузка сейчас находится на уровне эдак 90% ВВП. И это означает, что 5% ВВП автор этих строк отдаем только за обслуживание наших внутренних и внешних долгов, – пояснил Устенко.
Сие колоссальная сумма, отметили экономисты, которая показывает нестабильную ситуацию в экономике, для рынке, создает еще больше вызовов для бюджетной политики страны. Дела значительно осложняется тем, что сотрудничество Украины с МВФ настоящее) время «зависло».
Подробнее о ситуации: Транш от МВФ: что же Украине не дали кредит и когда его ожидать
А подле таком уровне ВВП, как у нас сейчас, страна приставки не- может финансировать науку, образование, особенно высшее, здравоохранение. И я все видим, что в госбюджете происходит сокращение этих расходов и репорт их на местные бюджеты. Дальше – такая страна малограмотный сможет содержать атомные станции, иметь авиационную и космическую ручное производство, добавил экономист и экс-министр экономики Виктор Суслов.
Инвестиционная (безвыгодный)привлекательность
Инвестиции, которые приходили в Украину в 2016 году, в реальности незначительные, заметил Олежик Устенко. Прямой приток иностранных инвестиций составил 3-4 миллиарда долларов, двум трети из них заходили в банковский сектор, в реальную экономику – не более чем один миллиард.
Что касается инвестиций в банковский директриса – каждый иностранный банк решал для себя задачу: либо оказывать помощь украинскую «дочку», которая «тонет», вливая туда дополнительный основной капитал, бросая прямые иностранные инвестиции, либо фактически отказываться ото поддержки такого банка. В большинстве случаев иностранцы выбирали стратегию поддержки падающего украинского бикс. Вот почему, подчеркнул экономист, относительно стабильная ситуация в банковском секторе оставалась, вот что большая часть иностранных банков осталась на плаву по причине своим материнским компаниям, желающим поддерживать украинские «дочки».
Вторично один неутешительный нюанс – рейтинговые агентства, сначала Fitch, а там Standard and Poor’s, увеличили рейтинг Украины.
По инвестиционному классификатору популярность этот поднят с уровня ССС до следующего, но симпатия все равно на 5 уровней ниже инвестиционно привлекательного. Сие так называемые «мусорные рейтинги», в которые, как правило, мало-: неграмотный вкладывают, – сказал экономист.
Госбюджет и его способности
Скопом с тем в Фонде Блейзера отметили серьезный прогресс в течение 2015-2016 годов, поздно ли происходило сжатие дефицита госбюджета.
Мы начинали 2014 годочек с дефицита системы государственных финансов – и госбюджета, и НАК «Нафтогаза». Проститутка сумма составила около 11% ВВП. Греки в свое перфект падали в пропасть с показателем 13% ВВП. Но у нас сия ситуация улучшалась, и сейчас мы год закончим, по нашим оценкам, с дефицитом системы госфинансов получай уровне 4-5% ВВП, – уточнил Устенко.
На ниженазванный год целевой параметр этого дефицита, по мнению экономистов, составит 3% ВВП, около этом сомневаются, что при 3-процентном дефиците, как и быть любом другом, государство будет иметь так называемое фискальное участок, чтобы стимулировать экономическое развитие.
Это точно никак не случай США, где новоизбранный президент Трамп заявляет, чисто несмотря на дефицит государственного бюджета, они все в одинаковой степени будут инвестировать в инфраструктурные проекты, чтобы посылать дополнительные стимулы экономике. Ты да я не печатаем доллары, а печатаем гривны. И гривны никто невыгодный возьмет, в отличие от доллара. Этот момент показывает, почто у нашего государства люфта для маневра практически нет, – невыгодный добавил оптимизма Устенко.
ЖКХ, субсидии и что с ними создавать
Среди кричащих проблем, правда, зафиксированных не в 2016-м, а основательно раньше, Виктор Суслов назвал кризис инфраструктуры. Он подчеркнул, аюшки? у нас нет источников накопления.
Украина, учитывая вкривь и вкось построенную экономическую политику, за последние годы «съела» всю амортизацию основного капитала. Вследствие чего на восстановление инфраструктуры нам уже нужны десятки, не то — не то даже сотни миллиардов долларов, – уточнил Суслов.
Приставки не- стал секретом для украинцев и кризис жилищно-коммунального хозяйства. И хана эти попытки переложить ответственность за жилой фонд получи и распишись собственников и объединения собственников многоквартирных домов.
50 миллиардов бери субсидии – это тоже ошибочная бюджетная политика, – сказал Суслов.
Приставки не- может в нормальной стране такая значительная часть населения до тех пор значительные средства тратить на то, чтобы компенсировать гражданам произвольность оплатить коммунальные услуги. Нужно менять политику, а не субсидии удвоить. Тем более, что эти деньги к бедным гражданам далеко не попадают, а перетекают в энергетические компании и становятся «страховкой» для сих компаний и олигархов от неплатежей тех же граждан, отметил экс-майордом.
И политически вся эта затея с субсидиями выглядит несуразно. Правильно было бы увеличивать доходы – тогда был бы возбуждение и для экономии энергоресурсов. Какой стимул экономить, если ваш брат не платите, а вам компенсируют? Больше или меньше ваша милость сэкономите – не имеет значения в пределах объема субсидии, – сказал Суслов.
Экспортирование и его ориентированность
По словам Олега Устенко, в процесс 2016 года продолжался тренд на изменение структуры нашего экспорта. Российская Блок больше не является нашим основным торговым партнером. Раньше 2013 года на долю России приходилось до 35% нашего экспорта, большую деление его составлял машиностроительный экспорт с высоким уровнем добавленной стоимости. В конец 2016-го доля РФ – не более 8% в доле нашего экспорта. В таком случае есть, в каждой гривне 4 копейки – от российских потребителей. В ведь же время резко увеличилась доля Европейского Союза: с 20-25% поперед 2013 года до 40% на конец 2016 годы. Значит 40 копеек из каждой гривны, что автор этих строк получаем, оплачены европейскими потребителями.
Но с печальной точки зрения – формат экспорта в Россию не был компенсирован ростом экспорта в Евросоюз, – отметил Устенко.
Помаранчевая республика все больше и больше становится страной с четко выраженным экспортом товаров с низким уровнем добавленной стоимости, сколько означает еще большие вызовы нашей экономике. Вывод экономистов: угоду кому) роста украинской экономики нужен переход от экспортной ориентации к инвестиционной ориентации. И копированный много раз многими экономистами тезис, что без радикальных изменений ситуации продолжится медленная геноцид – до сих пор актуален. Так как реформы, о которых нам почасту говорят экономические чиновники с экранов и мониторов, почему-то безвыгодный отображаются в реальной жизни.