Пoвышeниe минимaльнoй зaрплaты с 1600 дo 3200 гривeн имeлo пoлoжитeльнoe влияниe нa рoст ВВП Укрaины. К тaкoму вывoду пришлo Министeрствo экoнoмичeскoгo рaзвития и тoргoвли. Eсли этo тaк, тo Кaбинeт Министрoв имeeт рeaльный oтвeт критикaм увeличeния «минимaлки», кoтoрыe oбвиняли прaвитeльствo в пoпулизмe пeрeд гoлoсoвaниeм зa гoсбюджeт-2017.
В кoнцe июля МЭРТ oпубликoвaлo подотчет «Сводный индекс производства в январе-июне 2017 года». А там оценивают рост ВВП в первом полугодии в 2,5%. Одним изо ключевых факторов роста ведомство называет «улучшение потребительской активности домохозяйств получай фоне существенного повышения минимальной заработной платы».
(Безлюдный (=малолюдный)) приятный сюрприз в госбюджете
Готовя государственный бюджет сверху 2017 год, команда премьер-министра Владимира Гройсмана сделала предсказуемый шаг. Правительство заменило 1600 гривен минимальной заработной платы, которую планировали внушить в смету сначала, на 3200 гривен.
Минимальная плата не может быть меньше, чем 3200 гривен. Прожиточный партминимум и минимальная заработная плата должны совпадать. Никто в Украине никак не будет зарабатывать меньше 3200 гривен, – пояснил инициативу в октябре 2016 возраст премьер-министр.
Намерения правительства критически восприняли коллеги по части политическому цеху. Так бывший министр финансов Украины Вишута Пинзеник считает, что Кабмин сможет обеспечить любую минимальную зарплату – с через инфляции, просто напечатав больше денег. Мол, реальных ресурсов в целях столь резкого – на 100% – повышения минимальной зарплаты Украйна сейчас вряд ли имеет. Удивило такое решение и советника Президента Украины Лешека Бальцеровича. Некто назвал возможное повышение «вторым неприятным сюрпризом после продления моратория бери продажу земли» и «соревнованием в популизме внутри правительства».
Коннетабль Президента Лешек Бальцерович не верил в положительный эффект повышения «минималки» до самого 3200 грн
В комментарии 24 Каналу глава Комитета экономистов Украины Андрюха Новак в декабре говорил, что правительство оказалось в ситуации, временами объем социальных выплат стал неадекватным уровню цен. Хотя и при таких условиях, подчеркивал эксперт, повышать минимальную зарплату следовало бы день) от(о) (часа. Андрей Новак считает, что единственными источниками повышения социальных выплат будут сокращения персонала в предприятиях, инфляционный эффект и увеличение государственного долга.
Экипаж экспертов Института социально-экономических исследований скептически отнеслась к решению правительства обогатить «минималку». Аналитики сомневались, что сработает «позитивный» эффект через увеличения выплат: рост покупательской активности, товарооборота и объемов собираемых налогов. Быть наихудшем сценарии государству пришлось бы обращаться за дополнительными внешними заимствованиями и освободить зарплаты и пенсии.
Государственный долг с момента принятия бюджета вырос получи 4,04 миллиарда долларов США – с 70,97 первого января раньше 75,01 первого июля. Это быстрее, чем в прошлом году: между тем внешняя задолженность росла в среднем на 0,46 миллиарда ежемесячно, в настоящее время – 0,69. В то же время в гривневом эквиваленте он снизился получай 278,82 миллиарда. В Министерстве финансов объяснили это изменением официального курса гривны. Вздутие 2017 года, о росте которой предостерегали аналитики, была повыше, чем планировали в правительстве в прошлом году: за полгода 2017-го среднемесячная вздутие была на уровне 13,9%, хотя в бюджете закладывали рейтинг 8,1%.
Но в правительстве приводят свои аргументы в пользу повышения «минималки».
В активности
В МЭРТ уверены, что повышение минимальной зарплаты позволило дополнить покупательную способность работников бюджетной сферы, которые ранее получали выплаты не так 3000 гривен. Вместе с ростом минималки среднемесячная реальная заработная магазинаж выросла на 19,8% – в июне 2017 года она достигла 6494 гривен. Сие способствовало повышению потребительской активности населения и оживлению торговли.
«Убыток от налога и сборов с доходов физических лиц выросли сверху 35,1% или на 22 миллиарда гривен, соответственно к аналогичному периоду прошлого лета. В целом доходы сводного бюджета по сравнению с I полугодием прошлого лета выросли на 46,1%», – рассказали нам в МЭРТ и добавили, что такое? увеличение поступлений от налогов уменьшают нагрузку на госбюджет в части компенсаций в эмеритальный фонд. За полгода 2017-го правительство возместило ГПФУ бери 12,6% меньше, чем за январь-июнь 2016-го.
Андрюша Новак считает, что успехи из-за повышения минималки, которые демонстрирует МЭРТ ГПФУ немало условные. Он говорит, что Украине не удалось избежать сокращений получи и распишись предприятиях и высокого уровня инфляции.
По данным Госкомстата, в январе-марте поверхность безработицы вырос с 9,9% (1,77 миллиона человек) до 10,1% (1,8 миллиона единица). В МЭРТ объясняют это «оптимизацией трудовых ресурсов из-по (по грибы) увеличения нагрузки на предпринимателей» – сокращение из-за увеличения минимальной зарплаты. А в ведомстве говорят, что это явление не стало массовым, благодаря чего о негативных последствиях в этом смысле говорить не стоит.
Глава экономических программ Института социально-экономических исследований Ярослав Жалило соглашается, зачем повышение «минималки» не привело к увеличению уровня безработицы и сие повысило покупательную способность населения. Но эксперт не держу пари, что такое решение правительства имело столь положительный коэффициент полезного действия, как это представляют в МЭРТ.
По его словам, статистика производства вслед за полгода демонстрирует весьма слабый тренд роста в пищевой промышленности – подразделение пищевых продуктов возросло на 5,1%, причем основным драйвером является округление экспорта, а не внутреннее потребление. Резко ускорилась инфляция, цены нате продукты питания выросли на 12% (июнь к декабрю): псина – на 14,6%, овощи – на 71,4%, фрукты – на 52,7%.
Ни дать ни взять подорожали продукты в 2017-м
Пока говорить о положительном влиянии повышения минимальной зарплаты получи и распишись экономический рост рано. Платежеспособность действительно выросла, однако большей частью поглощена инфляцией. Повышение компенсировало потери по сравнению с 2013 годом, зато новый оборот инфляции оно уже не покрывает, – резюмировал Слава Жалило.
Еще одним вероятным негативным последствием с повышения социальных стандартов могла стать большая тенизация экономики. Предприниматели, повстречаясь с необходимостью платить работникам больше, прибегали к официальным сокращениям. А часто персонал мог продолжать работать неофициально, получая необлагаемую заработную плату.
В МЭРТ считают, по какой причине повышение минимальной зарплаты будет способствовать детенизации экономики. В целях этого, как объяснили нам в пресс-службе ведомства, до сих пор в прошлом году был уменьшен размер единого социального взноса – отчисления возьми общее социальное страхование от заработной платы. Это в свою очередь должно способствовать увеличению платежей и уменьшать нагрузку на работодателей. Подобный шаг имел свой эффект: поступления от ЕСВ из-за первые три месяца 2017-го выросли на третья часть. В МЭРТ также уверяют, что доля теневой экономики сокращается.
Накопленный показатель уровня теневой экономики в Украине по итогам 2016-го составил 34% ото официального ВВП, что на шесть пунктов меньше за сравнению с соответствующим показателем прошлого года, – объяснили нам в МЭРТ.
Славуня Жалило не исключает, что доля теневой экономики подлинно уменьшилась. Но, по мнению экономиста, это происходит малограмотный только за счет уменьшения объема ЕСВ. Мол, чтобы крупного бизнеса экономика оставляет все меньше пространства для того тенизации – дело тут не в минимальной зарплате, а в совершенствовании финансовых инструментов, отчетности, учета. Да эксперт обращает внимание на другие последствия повышения социальных стандартов.
«Середи других рисков, связанных с повышением минимальной зарплаты – ускорение инфляции, вымывка кадров с бюджетного сектора через усиление «уравниловки» (когда работникам различных квалификаций и категорий платят одинаковую зарплату, оттого что меньше платить не позволяет закон – «24»), перегрузки фондов оплаты труда бюджетных учреждений, что-нибудь затрудняет финансирование их развития и пр. Это последствия, которые будут увеличиваться постепенно», – отметил Ярослав Жалило.
Курс держи платежеспособность
Кабинет Министров не планирует в ближайшие годы до такой степени же резкого повышения минимальной заработной платы, как сие было в начале этого года. Впрочем, как рассказали нам в МЭРТ, аппарат имеет четкий план роста социальных стандартов на ближайшие три годы. Так минимальная зарплата должна расти в три этапа: с 1 января 2018-го должна оформлять 3723 гривны, с 1 января 2019-го – 4173 гривны, с 1 января 2020-го – 4425 гривен.
Администрация планирует повысить «минималку» до 4425 грн в 2020 году
Андрюха Новак уверен, что правительство уже нивелировало позитивный отклик от роста выплат: дальнейшие повышения будут только корректировкой зарплат вплоть до уровня инфляции. Экономист говорит, что любой пересмотр социальных стандартов имеет основательный эффект тогда, когда он соответствует показателям роста ВВП. Тырли-мырли, если ВВП увеличивается на 2%, то можно возвышать зарплаты на 4-6%. При этом важно учитывать ватерпас инфляции, чтобы «обогащение» населения не съедали цены.
Как будто же касается краткосрочной перспективы, то осенью положительный впечатление от роста зарплат может исчерпать себя.
Зачисление продукции нового урожая несколько ослабило продовольственную инфляцию в летние месяцы. Но имеющиеся тренды свидетельствуют о том, что производители будут мотать на ус в цене выше покупательную способность потребителей, поэтому «чудес» удешевления до второго пришествия не стоит. Своего придаст повышение пенсий через осовременивание и индексацию. Сие повысит платежеспособность. Но между плато- и покупательной способностью лежит представитель ценовой динамики, – говорит Ярослав Жалило.
Эксперт добавляет: говоря о повышении зарплат, овчинка выделки стоит смотреть не только на простое увеличение значений в выплатах. Для того сохранения тренда роста нужны два параллельных процесса. Напере всего, должна происходить борьба с инфляцией через противодействие монополизму и поддержку конкуренции. Как и это ускорение экономического роста с помощью всех возможных каналов, в частности – подбадривание экспорта. Для роста экономики в ближайшем будущем государство может срезать возможности увеличения социальных выплат.