RAB-регулирование в текущих условиях ухудшит ведение бизнеса и повысит тарифы на электроэнергию, – аналитики

С 10 янвaря 2018 гoдa вступилo в силу пoстaнoвлeниe Нaциoнaльнoй кoмиссии, oсущeствляющeй рeгулирoвaниe в сфeрax энeргeтики и кoммунaльныx услуг, oт 27.07.2017 №972, кoтoрoe прeдoстaвляeт мочь ввести в действие RAB-регулирование для облэнерго.
По оценке Офиса эффективного регулирования BRDO, сеяние RAB-тарифов на базе существующего нормативно-правового поля грозит ухудшением условий предпринимательской деятельности и дополнительными расходами в (видах бизнеса от 281 миллиона грн в Ивано-Франковской области прежде 1,4 миллиарда – в Киевской.
RAB-тарифы (стимулирующее регулирование) – системка тарифообразования для распределительных компаний, являющихся естественными монополиями, по мнению которой доход компании зависит от качества предоставляемых ею услуг/товаров и регуляторной базы ее активов. Последнюю составляет собственная инфраструктура облэнерго, которая используется исполнение) распределения электроэнергии.
Стимулирующий подход является лучшей глобальный практикой, которая стимулирует энергосервисные компании к сокращению издержек и модернизации сетей. Однако его имплементация в Украине должна осуществляться при условии эффективного энергетического регулятора и сбалансированного подхода. В противном случае потребители получат высокие тарифы помимо реального улучшения качества услуг облэнерго. По нашим подсчетам, дополнение на бизнес вырастет в среднем на 10%, по некоторым регионам – раньше 25%, – отметил руководитель сектора «Энергетика» BRDO Алексей Оржель.
Подзаконные акты в (видах внедрения RAB-регулирования в Украине были приняты еще в 2013 году. Во всяком случае в течение 5 лет их положения были существенно изменены, в частности:
– постановлением НКРЭКП через 08.10.2015 №2561 показатели предельной продолжительности перерывов электроснабжения снижены в 4 раза (после 150 мин. для города и 300 мин. для села, ежели и и они в 3-6 раз выше, чем средние показатели в Сделал); – вышеупомянутым постановлением НКРЭКП №972 норма доходности старых активов повышена с 5% предварительно 12,5% , а новых – уменьшена с 14,79% до 12,5%.
Таким образом, НКРЭКП устанавливает одношерстный гарантированный уровень доходности облэнерго для старых (уже существующих) и новых (пока что не созданных) активов в размере 12,5%. При этом себестоимость активов энергокомпаний, определенных методикой ФГИУ (Приказ от 12.03.2013 №293), самодостаточно превышает объем реально инвестированных в компанию средств.
Примерно сказать, во время приватизации ПАО «Кировоградоблэнерго» его нынешним владельцем был уплачен государству 16 млн долларов из-за 51% акций. По результатам переоценки активов, их цена выросла до 271 млн долларов (то есть в 8,5 раза). В данное время, согласно решениям НКРЭКП, владелец компании будет получать 12,5% с переоцененной стоимости ежегодно. То есть, уже за зачинщик год действия RAB-регулирования владелец ПАО «Кировоградоблэнерго» получит в 2 раза похлеще средств, чем уплатил за компанию.

Для надлежащего введения RAB-регулирования в Украине, считают эксперты BRDO, нуждаться:

Переоценить активы облэнерго в соответствии с их приватизационной стоимостью. В таком случае, ставка дохода может устанавливаться на уровне учетной ставки НБУ – 12,53%, то есть (т. е.) в случае начисления нормы дохода на активы, стоимость которых оценена в соответствии с действующей методикой (предписыван ФГИУ от 12.03.2013 № 293), предусмотреть ее на уровне 1 — 5%.
Поднять требования к качеству услуг и установить зависимость нормы дохода через их выполнения.

Подробнее ознакомиться с проблематикой розничного рынка электроэнергии в Украине хоть в Зеленой книге, разработанной экспертами BRDO, по ссылке.