Пoкa xристиaнe вo всeм мирe прaзднoвaли вoскрeсeниe Иисусa – в oднoй с крупнeйшиx ислaмскиx стрaн, Турции, пo мнeнию мнoгиx, прoизoшлo вoскрeсeниe Oсмaнскoй импeрии. Нa рeфeрeндумe o прeдoстaвлeнии прeзидeнту Эрдoгaну, пo сути, диктaтoрскиx пoлнoмoчий, с минимальным отрывом победили его сторонники. Ровно дальше?
Новости из Турции – из раздела необыкновенно неутешительных: президент страны Реджеп Тайип Эрдоган победил возьми референдуме и теперь официально получает практически ничем не ограниченную диктаторскую аппарат в своем государстве.
51,7% турецких избирателей (по предварительным подсчетам) позволили ему, что говорится, «делать все, что его левая нога захочет». Противостояние, правда, обвиняет президента в подтасовке результатов и требует пересчитать в соответствии с меньшей мере 60% поданных бюллетеней, однако у Эрдогана и не принимая во внимание того достаточно власти, чтобы подавить любые протесты.
«Достиг я высшей власть имущие»
Как же может турецкий президент распорядиться своими новыми, неограниченными полномочиями?
Годится четко понимать, что вся эта история референдумом безвыгодный заканчивается, а только начинается. Турцию ждет много изменений – в первую хронология, скорее всего, реформа избирательного закона. Многие законы придется разменивать или адаптировать, чтобы диктатура смогла «пройти» – подобное в мире бывало уже не раз, «демонтаж» демократии не является нежели-то неизвестным в истории. Кроме того, никуда не делись ни текущие турецкие проблемы, ни вызовы, словно внутри, так и внешнеполитические, а также экономические. Все это что-то придется решать.
Скажем, во внешней политике маловыгодный следует ожидать, что, мол, диктаторская отныне Турция разорвет, что грозился Эрдоган, связи с Европой, покинет НАТО и заведет дружбу, вот хоть, с Тегераном или Москвой. Отказаться от европейских денег и натовской поддержки было бы, вероятно, просто смертельно для Анкары.
Так же, в качестве кого и дружить с Путиным, даром подставляясь под удар ради его «супердергосударственных» амбиций – по отношению ко всему, диктаторы любых стран не очень умеют дружить в обществе собой, потому что считают себя выше партнеров – инда союзники во Второй Мировой войне, Гитлер с Муссолини, однако время подсиживали друг друга, вмешивались в важные собственные условия партнера и ломали друг другу планы.
Поэтому, примерно, той же Украине со стороны Турции нечего болеть душой – по крайней мере, некоторое время. Правда, диктаторы – гоминидэ крайне непредсказуемые и нельзя точно сказать, что родится у них в голове по прошествии времени, но пока ни для Украины, ни для Европы в целом туда-сюда не меняется.
По внутренней политике – это лагерь Эрдогана, АКР, еще несколько лет назад составила собственную программу развития страны по 2023 года – то есть, к 100-летнему юбилею республики – и зафиксировала в ней политические и экономические цели, в рассуждении сего Эрдогану придется изрядно попотеть, чтобы иметь, учитывая текущую ситуацию, как минимум какой-то шанс их достичь.
Так с каких же щей же этот референдум был таким важным для турецкого президента? Опять-таки у него, как у главы государства, уже есть весьма широкие начальство. Оппозицию подавляют, многие политики-курды попали в тюрьму. За всем тем, есть сразу несколько причин, почему Эрдоган предоставил референдуму такое огромность.
Во-первых, уже после своего избрания в пост президента летом 2014 года, он пересек конституционную границу тем, что-то взял на себя много руководящих полномочий, которые, как один человек Конституции, принадлежат премьеру и правительству. Кроме того, президент долженствует покинуть ряды своей партии и оставаться нейтральным по отношению к какой приглянется политической борьбе. Это правило он также систематически и осознанно нарушал. Все это делает его уязвимым – состояние, которое симпатия вынужден преодолеть тем, что легитимизирует свои нарушения, превратив их в приманка права через референдум.
Во-вторых же, и президентская сингония правления, которую фактически уже ввел у себя в стране Эрдоган, остается «получи и распишись поверхности» исключительно до тех пор, пока его отряд удерживает абсолютное большинство в парламенте и формирует правительство. В случае коалиционного правления неужто, если другая партия самостоятельно придет к власти (правда, неотлагательно это практически невозможно) – Эрдогану пришлось бы уходить. Июньские выборов 2015 годы показали, что абсолютное большинство для ердогановых исламистов-консерваторов ни капельки не гарантировано, поэтому президентское кресло до сих пор без- было достаточно устойчивым под «султаном».
Таким образом, изменения в Конституции понадобились Эрдогану в качестве гарантии удержания начальство, если его партия проиграет следующие выборы или не без того бы не удержит абсолютное большинство. Учитывая его доступность среди турок и прошлые победы, следует предположить, что Эрдоган достаточно первым, кого изберут на пост президента новой республики.
Сие означает, что исполнительная власть останется теперь в его руках в любом случае – хотя (бы) если АКР не получит абсолютного большинства. Правда, сие все равно сделает его слабее, но, теоретически – некто сможет удерживать правление до 2029 года, а при определенных условиях – хотя (бы) где-то до 2034-го.
Старые руки
Впрочем, речь идет не только о содержании центр, но и о ее расширении. Это не очень заметно за сравнению с текущей ситуацией (Эрдоган уже сейчас контролирует АКР, актер-министра и парламентское большинство). Важным является тот факт, почему он получил так называемое «право декрета» (издание приказов, которые имеют силу закона) и ей-богу назначать большинство членов Высшего совета судей (аналог Конституционного свида) и прокуроров.
Сам он аргументировал свое желание приобрести дополнительные права необходимостью поддерживать политическую стабильность. И действительно – президентская концепция, которую он предложил, обеспечивает стабильность исполнительной власти. Краткосрочные коалиции, которые сменяли любитель друга в Турции в течение двадцати с лишним лет, с 1970 в области 1990-е годы, должны окончательно уйти в прошлое. Но означает ли стабильная исполнительная сила стабильность в целом – это большой вопрос. До сих пор ни Гитлер, ни Путин, обеспечив себя «вертикаль власти», не обеспечили стабильности своим странам.
Звезда заключается в том, что АКР и Эрдоган много лет форсируют нарратив «новая Туретчина». Эта «новая Турция» получает новую модель правления … в европейской истории – оченно-таки старую, известную и, откровенно говоря – не очень успешную. Внутриполитическая обстановка в стране из-за референдума сложилась просто ужасная – возлюбленный очень разделил турок, что можно увидеть уже изо такой крайне малой разницы между «да» и «нет» – поменьше двух процентов. И этот раскол после референдума никуда неважный (=маловажный) денется – он будет только расти.