Рoдитeльскиe кoмитeты никтo нe сoбирaeтся oтмeнять. Нaoбoрoт, иx вoзмoжнoсти eщe и рaсширит нoвый зaкoн oб oбрaзoвaнии. Oб этoм в кoммeнтaрии сaйту «24» oтмeтилa сюрвейер реанимационного пакета реформ, соучредитель и директор общественной организации «Малорусский научный клуб», депутат Киевсовета Наталия Шульга.
Симпатия напомнила: в сентябре прошлого года был принят новый опорный закон об образовании. «Когда такой закон принимается получи и распишись 10-15 лет, после его имплементации идет ревизия всех нормативных актов, которые должны бытийствовать отменены, согласно принятого нового закона. Поэтому все устаревшее полноте отменяться, это нормальный процесс и не надо пугаться», – подчеркнула Шульга.
Релятивно родительских комитетов, то, по словам эксперта, они являются в какой-то степени так называемого общественного контроля, общественного самоуправления. Оно никакими силами не может быть отменено, так как утвержденное базовыми законами, в частности, Конституцией. Благодаря) (этого закон об образовании никак не может отменять общественное суверенитет.
Родительским комитетам (или советам) как органу управления согласие новому закону предоставляется возможность делегирования их представителей в педагогические советы – профессиональные органы управления в образовании. Сие даже еще больше свободы в выборе родителями формы участия. Оттого ни о какой ликвидации не может идти и речи. Когда-нибудь мы писали закон – 10 лет обсуждали концепцию, кроме 3 года ежедневно работали над этим, все стейкхолдеры были задействованы в данный процесс, включая общественные и родительские организации по всей стране, – отметила Наталья Шульга.
Основная взгляды на вещи реформ, по выражению эксперта, «ломка заборов и открывание шлагбаумов». Поелику что мы переходим от изолированных образовательных и научных систем к открытым системам, к открытому включению в всемирный контекст. Поэтому во всех новеллах законов есть прирост свободы принятия решения гражданами на всех уровнях.
Маловыгодный так, как написано в приказе МОН или в Указе Президента, ото «забора» до «забора», а дается больше свободы для самоорганизации, саморегуляции. Только при этом появляются нетрадиционные для нас элементы: совесть, прозрачность, отчетность. Это то, что новое в законе подмеченно, и это не очень адекватно воспринято теми родительскими органами, чисто занимались зарабатыванием денег на родителях, – отметила эксперт.
Наподобие рассказала Наталья Шульга, еще будучи председателем комиссии в составе Киевского городского совета возлюбленная «открыла феномен оплаты каких-то денег на какие-так нужды школы или садика». И не нашла ни одной школы неужто садика в Киеве, где бы не собирали хотя бы минимально 100 гривен в месячишко. А когда проанализировала этот процесс системно, то поняла, какими судьбами образовательный стандарт недофинансируется, в лучшем случае в Киеве – финансирование получи 85%. А в те 15% как раз входили расходные материалы – пергамент туалетная, бумага для печати, заправка картриджей, оборудование кабинетов естественных наук, заворачивание на сцене и тому подобное. А были школы, которые недофинансировали возьми 35-40%. «Поэтому была логика – обращаться к родителям за через. Или к спонсорам, депутатам и тому подобное. Мы за неудовлетворительно года эту ситуацию в Киеве исправили, мы 100% финансируем образовательные стандарты, (вследствие идеология сбора средств исчезла», – заверила Шульга.
Вследствие этого в законе об образовании среди принципов общественного самоуправления и государственно-общественного управления в сфере образования появляется альтернат «открытость, прозрачность и гласность» (ст.70, п.8). А это так, что нужно отчитываться. Поэтому в статье 30 пункте 3 отмечено, что учебные заведения, которые получают публичные средства, и их учредители обязаны каждый год публиковать на своих веб-сайтах полную смету и материальный отчете. Я сейчас подала обращение, которое будем рассматривать, об анализе финансовой отчетности учебных заведений в Киеве. Институции по этой статье уже вступил в силу, это приходится было еще до 1 декабря этого года сделать. Поживем — увидим, как это было выполнено, – сказала Шульга.
Прежде все утверждалось на уровне Министерства образования и науки, произвольный «чих», подчеркнула эксперт. Теперь мы отходим от сего. Даже если общественные и родительские организации будут настаивать, пусть было утверждено какое типовое положение, это не из чего явствует, что все должны его себе скопировать и использовать. В типичных положениях обязательны статьи, предусмотренные законодательством, и вариативные статьи, описывающие особые ситуации, в сельской местности может ли быть столице, потому что они отличаются.
«Поэтому сие детальнее будет прописываться в специальном законе о среднем образовании, дошкольном и профтехобразовании. А там могут возникнуть все эти специфические вещи взаимодействия родителей, педагогического коллектива и учредителей. И соображение в том, что должен быть консенсус и согласие между руководителем учреждения, педагогическим коллективом и родителями. В качестве кого только достигают согласия в сотрудничестве – свое положение утверждают и работают», – пояснила Шульга.