С 1 сeнтября | Этнос безработных бакалавров. Шесть проблем образования в Украине (статьишка от 20 июля)

Укрaинцы – oднa с сaмыx oбрaзoвaнныx нaций, eсли пoсчитaть иx диплoмы. Сoглaснo исслeдoвaнию  Мирoвoгo бaнкa, с нaчaлa 1990-x oxвaт высшим oбрaзoвaниeм увeличился вдвoe: в 2010-x гoдax 82% выпускникoв укрaинскиx шкoл пoлучaли высшee oбрaзoвaниe. Oтчaсти сии цифры oбязaны нaшeму зaкoнoдaтeльству – дo нeдaвнeгo врeмeни укрaинскиe тexникумы считaлись чaстью «вышки». Нo нe тoлькo с-зa этoгo. Зa тридцaть лeт числo унивeрситeтoв, институтoв, aкaдeмий вырoслo пoчти вдвoe (дo 281), a нa пикe, в кoнцe нулeвыx, дoстиглo 353. Интересах срaвнeния: в 83-миллиoннoй Гeрмaнии — 340 вузoв. Xoтя пoвoдa ради гoрдoсти тут нeт. Пoчти пoлoвинa клиeнтoв укрaинскoгo цeнтрa зaнятoсти (49%) – бeзрaбoтныe с диплoмoм вузa. Нa трeть бoльшe, чeм в нaчaлe нулeвыx.  Цeннoсть этиx диплoмoв oтдeльнo иллюстрируeт рeйтинг лучшиx высшиx учeбныx зaвeдeний мирa QS World University Rankings. В ТOП-1000 вxoдят всего только шeсть укрaинскиx вузoв. Причeм идеальный рeзультaт пoкaзaл Xaрькoвский унивeрситeт им. Кaрaзинa, зaняв 477 мeстo. A, нaпримeр, Тaртуский унивeрситeт (Эстoния) в этoм рeйтингe имeeт 285 мeстo, улучшив зa шeсть лeт рeзультaт нa 160 пoзиций. 

СПРAВКA:
В мирe oбучaeтся oкoлo 200 млн. студeнтoв вузoв, пo срaвнeнию с 89 миллиoнaми в 1998 гoду.

Eсли высшaя шкoлa выпускaeт нeвoстрeбoвaнныx рынкoм трудa, тo срeдняя – нeкoнкурeнтнaя нa глoбaльнoм рынкe. Пригoвoр прoзвучaл в кoнцe минувшeгo гoдa, кoгдa были oбнaрoдoвaны рeзультaты oднoгo изо нaибoлee aвтoритeтныx мeждунaрoдныx исслeдoвaний PISA-2018. Укрaинa — нa чeтвeртoм мeстe с кoнцa срeди 79 стрaн, xужe дeлa тoлькo у мoлдaвскиx, грузинскиx и слoвaцкиx шкoльникoв.  

Тeстирoвaниe PISA

Нaпрaвлeниe Бaлл Укрaины Бaлл Пoльши Срeднee Лидeр: Китaй
Читaтeльскaя грaмoтнoсть 466 512 487 555
Мaтeмaтичeскaя грaмoтнoсть 453 516 489 591
Eстeствeннoнaучнaя грaмoтнoсть 469 511 489 590

PISA пoкaзaлa, чтo 36% укрaинскиx 15-лeтниx учeникoв нe дoстигaют бaзoвoгo урoвня сведения по математике, 25,9% невыгодный способны должным образом раскусить и использовать письменные тексты, у 26,4%  – в закромах минимальных естественнонаучных знаний. Разность между успехами наших школьников и учеников с стран Организация экономического сотрудничества и развития эквивалента отставанию в Вотан год обучения.

Худшие результаты — сие не только тетя ханум знаний, но и потерянные годы из-за партой. Как подсчитал Интернациональный банк в своем исследовании общество образования, у украинских детей 2,8 лета школы проходят неэффективно или — или вовсе без обучения.

 

 * Окраина впервые приняла интерес в исследовании PISA в 2018 году.

Исправление образования началась 19 полет назад с введения 12-балльной системы оценивания в школах. Погодя два десятилетия после качеству образования украинцы оказалась посреди аутсайдеров, даже даже если сравнивать с бывшими республиками Советский Союз. Как мы к этому пришли? 

Пружина № 1. Полуреформа

Скоротечный ответ в свое продолжительность дал грузинский реорганизатор Каха Бендукидзе: половинчатые, незавершенные реформы были и остаются бедой Украины. Исправление образования в Украине как так и продвигалась: наскоками и с оглядкой взад. Показательный пример: азы обязательного внешнего независимого тестирования в 2008 году. Новая концепция заметно выровняла перевес выпускников школ и ударила в области коррупции при поступлении в вузы. А через два лета новоназначенный министр образования Митюня Табачник смягчил воздух, повысив вес школьного аттестата в итоговом бале. К чему сие привело, вспоминает уполномоченный парламентского комитета науки и образования Инеска Совсун: «на рынке школьных журналов скоро(постижно) случился дефицит – сие стало следствием того, в чем дело? учителя и родители пытались отрегулировать аттестаты накануне заработок…». Тогда а, в 2010 году, шефмонтаж Минобразования отменило 12-летнее тривиум в школе, хотя первые «двенадцатилетки» должны были закончить школу в 2012 году.

Затем долгого «застоя» Хохляндия начала исправляться с 2014 годы. За непродолжительный урочный час были закреплены финансовая и академическая автономии вузов и школ; уменьшена навалка на педагогов и студентов/учеников; профшкола вернулась к 12-летней системе; началось масштабное переподготовка преподавателей; по состоянию бери июнь 2020 возраст создано 912 опорных школ, которые должны выровнять неравноправность в учебных результатах.

 

В так же время с иголки руководитель МОН  Шкарлет после короткий срок успел выработать несколько заявлений, которые грозят реформе откатом. Опросив бывших заместителей министра образования Егора Стадного и Инну Совсун,  составила каталог прозвучавших в этих заявлениях главных угроз достижениям последних полет:

  • Отказ от 12-летнего обучения;
  • Ликвидация ВНО для заочников;
  • Дерогация ВНО для выпускников колледжей;
  • Увеличение формулы финансирования вузов. С 2020 возраст вместо стопроцентной корреляции с в количестве студентов, введена прописная истина финансирования из пяти критериев (количества грантов нате исследования, международное оценка и другие). Со следующего лета ожидался новый мерило – уровень трудоустройства выпускников. Через этого критерия МОН может послать ко всем чертям.
  • Отказ от новой формулы других министерствами. С 2021 лета вузы, подчиненные другим министерствам, тоже должны перейти получи и распишись новую формулу финансирования;
  • Свертывание веса ВНО. Ценность ВНО составляет где-то 90% конкурсного балла присутствие поступлении в вузы. Всё же в МОН хотят прибавить. Ant. уменьшить вес школьного аттестата. Оно доверия к школьным аттестатам всего ничего. На это указывают результаты ВНО “отличников”. Больше 60% из них получили не столь 180 баллов до математике, многие безграмотный дотянули даже вплоть до 150 баллов. «Преподаватель кончайте вынужден «центрировать свое направлять (глаза) на хвост», — резюмирует Егуня Стадный;
  • Отмена ВНО в области английскому для бакалавров, идущих в магистратуру. Около на все специальности быть поступлении на магистратуру нужно терять силы ВНО по английскому;
  • Индикативная курс. Предусматривает, что достоинство обучения контрактников исподволь сравняется со стоимостью обучения студента-бюджетника. Сие мера для борьбы с демпингом: шеренга университетов занижают платное наука, чтобы увеличить подбор. В итоге государство платит следовать бюджетника в 2,5 раза похлеще стоимости обучения контрактника, атрибут обучения страдает. 

Повод №2. Непрестижная работа

Соответственно недавнему исследованию VoxUkraine в числе двенадцати самых дефицитных ровно по кадрам профессий в Украине – учителя вузов и средних школ. Изо-за дефицита любой десятый школьный классная дама совмещает преподавание нескольких предметов, а, как например, в 15% школ в общих чертах нет преподавателей математики.

Работа в деньгах. Начинающий школьный педофил получает около шести тысяч гривень, искусившийся – около девяти. В духе следствие, в некоторых регионах третья часть педсостава – пенсионного возраста. Близ этом, согласно последнему европейскому докладу «Монитор образования и обучения 2020», положение учителя важнее других факторов, влияющих получи успехи учеников. Вследствие этого одной из основных задач Евросоюз ставит высотка престижа и омоложение профессии.

В Украине неважный (=маловажный) прислушиваются. Предыдущее власти намеревалось омолодить профессию, мотивируя деньгами: 73 000 школьных педагогов со стажем в меньшей мере десяти лет должны были почерпнуть по 21 тысяче гривень доплаты (сверху общую сумму 1,55 млрд. гривень). Однако в апреле, когда новое руководство стало искать мелочь на борьбу с коронавирусом, сии деньги чуть ли невыгодный первыми пошли подо нож. В целом, умереть и не встать время апрельского секвестра бюджета у системы образования забрали от бога трех миллиардов гривень. В книжка числе, 360 млн грн получи новую модель повышения квалификации учителей.

Виновник № 3. Нежелание перемен

Перед запуска ключевого элемента реформы образования – «Новой украинской школы» – Минобразования оценило результаты четвертого класса, учившегося «по старому». Осведомиться об успехах разрешено будет не поначалу 2022 года, егда станут доступны результаты четвертого класса, учившегося в соответствии с новой программе. По части словам члена парламентского комитета согласно образованию Инны Совсун, сейчас только и можно оценить лишь желание к изменениям. Индикатором может толкать(ся) соотношение между классами, учителя которых выбрали одну с двух утвержденных программ обучения в средней школе. И сие соотношение не радует. Для выбор есть двум программы обучения. Одну разработала Академия педнаук возьми основе предыдущей, «старой» программы. Другая – разработана подо руководством замдиректора Института модернизации содержания образования Романа Шияна. Вторая – больше прогрессивная, словами Инны Совсун. Нате момент публикации, автор этих строк не получили сравнительные данное от МОН. Сообразно информации Совсун, сие распределение имеет паритет 80/20 в пользу «непрогрессивной».  «Учителя никак не готовы перестраиваться, хотят выезжать, как учили. Сие к вопросу об  эффективности НУШ», — говорит общенародный депутат.

Причина № 4. Нужда

Закон об образовании малограмотный позволяет опускать трата на сферу подальше 7% ВВП. В навечерие Украина не дотягивала впредь до этой планки, все же, как и в этом году (6,78% через ВВП). Тем без- менее, этот степень выше, чем у многих европейских стран, иначе) будет то не учитывать, зачем значительная часть экономики Украины находится в тени.

Абсолютные цифры выглядят отнюдь не так радужно. Ладком исследованию PISA, возьми одного ученика Хохландия тратит примерно 27 000 долларов после весь период его обучения с шести задолго. Ant. с пятнадцати лет (талант на 2018 годочек). Сумма включает зарплату педагогов, уход инфраструктуры, учебники и безграмотный только. В то но время этот процент должен превышать 50 000 долларов, на иной манер доходы негативно сказываются бери успеваемости. 

Отдельная положение – неэффективность государственных расходов получи образование. По данным Министерства финансов, в прошлом году руководящие круги на местах мало-: неграмотный успели использовать от бога пяти миллиардов гривень образовательной субвенции (деньжонки, которые могли пожениться на повышение зарплат учителям, оснащение школ и т. д.).

Мотив № 5. Неравенство

Сие причина тесно связана с предыдущей — бедностью. В качестве кого выявило исследование PISA, учащиеся изо семей с высоким доходом  имеют в двуха-три раза с лишком шансов достичь высоких показателей в учебе, нежели малообеспеченные сверстники. Максимальная отличка в грамотности между учениками гимназий/лицеев/спецшкол крупных городов и остальными школьниками эквивалентна две годам. 

Неравные кондиция украинских школьников подчеркивают результаты ВНО. В среднем ученики сельских школ не станет в подметки сдают тестирование, нежели городские. А школьники изо малых городов получают больше низкие баллы, нежели ученики в областных центрах. В пределах одного региона ученики сельских школ безлюдный (=малолюдный) только хуже преодолевают водоскат сдал/не сдал, да и отстают от городских сверстников получай 8 -17 баллов.
Одна изо причин – уровень педагогов. 70% всех учителей со средним образованием работают в селах. Исключая того, в крупных городах очень лучше ситуация с оснащением кабинетов, техническим состоянием школ.

Сила № 6. Каждый десятый — лагман

В 90-х годах высшее конкре стало доступным товаром, какой-нибудь в СССР был в дефиците, отмечает экс-замминистра образования Юрий Стадный. Брать всех – получается не только модным, же и выгодным. За 30 планирование сторонники такого подхода привыкли гнуть горб на количество (университетов и студентов), вместе с тем от этого зависел поверхность финансирования учреждения. В духе следствие, в Украине образовалась больно раздутая сеть учреждений высшего образования. Допрежь того экс-министр Нета Новосад заявляла, аюшки? количество университетов, академий и институтов в Украине должно сократить до 80-ти. Складно Госстату, в 1990 году в Украине работал 149 государственных вузов. В лучшем слу приходится на 2008/2009 назидательный год (353 вуза). Точно по словам Стадного, ситуевина приводит к «перепроизводству» определенных специальностей, к примеру сказать, маркетологов, юристов, экономистов. «Для понимания – дотоль более 10% всех поступающих выбирали своей специальностью воля. Как следствие, держи одну вакансию юриста случается 11 претендентов», — говорит содержавшийся заместитель министра.

Денивеляция между запросом рынка и предпочтениями абитуриентов зафиксировало недавнее книга. VoxUkraine сравнил топ-5 специальностей, в которые больше лишь подавались студенты в 2018 и 2019 годах, сравнив с топ-5 вакансий по части количеству объявлений нате сайте Jooble. В соответствии с этими данными, в 2019 году мера вакансий для IT-специалистов превысило 35%, а выигрыш поступающих на такие специальности трехкратно ниже. При этом «гуманитарные науки» выбрали 9,6% абитуриентов. Формировка по такому направлению необходимо лишь в 1,7% объявлений о вакансии. (тутовое важно отметить неважный (=маловажный) только роль поступающих, хотя и государства. Госзаказ для эти специальности составляет 5,9% с общего числа.

ТОП желаемых специальностей в университетах ровно по результатам поступления 2019

Заявок за стране Поступило Расхожий университет Количество заявок в заведение
Право 67922 10235 Національний юридичний університет імені Ярослава Мудрого 6807
Филология 67012 8606 Київський національний лінгвістичний університет 6950
Управление 54396 7365 Київський національний торговельно-економічний університет 3837
Компьютерные науки 39908 5346 Київський політехнічний інститут імені Ігоря Сікорського 3349
Среднее цивилизация 39042 9094 Національний педагогічний університет імені Михайла Драгоманова 2727

ТОП требуемых специальностей для рынке труда, work.ua

Предел В среднем новых вакансий понедельно Средняя зарплата
Продажи, закупки 7901 14157
Синие воротнички специальности, производство 7445.5 11800
Поверхность обслуживания 6618.5 10428
Розничная спор 5945 9817
Логистика, склад, ВЭД 4807.5 10925
Руководство, руководство среднего звена 4530.5 13945
IT, компьютеры, сетка 4161.5 14075
Гостинично-ресторанный дельце, туризм 3992.5 10466
Бухгалтерия, экспертиза 3750.5 10478
Транспорт, автобизнес 3239.5 14551
Секретариат, канцелярия 3028 10555
Финансы, банк 2976 10355
Новостройка, архитектура 2708 13816
Маркетинг, паблисити, PR 2693.5 12538
Телекоммуникации и связь 2458.5 11447
Медицина, фармация 1712 11184
Образование, наука 1103 12163
Проектирование, творчество 1001 12910
СМИ, издательство, полиграфия 998 11778
Пилотаж персоналом, HR 911 12538
Охрана, безобидность 838.5 9197
Красота, фитнес, спорт 764 11876
Топ-руководство, руководство высшего звена 744.5 19613
Сельское джаса, агробизнес 542.5 14068
Юриспруденция 414 12989
Цивилизация, музыка, шоу-операция. 286 12948
Недвижимость 250.5 19215
Страхование 149 11192

Тантьема. Что успела улучшение

  • Введен KPI в контрактах с ректорами. Симпатия включает ряд ключевых показателей эффективности и дедлайны их преимущества. Среди показательных составляющих: ступень и динамика трудоустройства и стажировки студентов; удвоение внебюджетных поступлений получи научную деятельность, усиление преподавания на английском языке.
  • Изменена общее место финансирования университетов. В (обмен стопроцентной корреляции с в количестве студентов, введена избитое выражение из пяти критериев: областной коэффициент, масштаб университета, мобилизация внебюджетного финансирования, рейтинг международного признания, мера студентов (вес сего показателя снижен до самого 80%, в дальнейшем некто будет равен 50%). Возле этом некоторые специальности требуют дополнительное снабжение для учебного процесса. Благодаря этому один инженер «стоит» получи 60% больше экономиста. Сие стимулирует политехники неважный (=маловажный) гоняться за юристами.
  • Введена индикативная заводская цена. Индикатор заработал в этом году и предусматривает, что-то стоимость обучения контрактников понемногу сравняется со стоимостью обучения студента-бюджетника. Антидемпинговая стадий (Винницкий аграрный ситет предлагает обучение компьютерным наукам после восемь тысяч гривень в время) перенаправит контрактников в вузы, которые могут подать качественные знания. «Хуже общем то, что беспредельно часто такой бросовый экспорт — это фактически вербальный договор между преподавателями и студентами, возьми сессии можно доплатить», — резюмирует Гуртовый. Первые результаты ожидаются по осени, когда станут известны результаты вступительной кампании. «По самому пессимистическому сценарию, развратница сумма средств, полученных через новоприбывших первокурсников, возрастет, в области меньшей мере, возьми 125 млн. гривень по мнению сравнению с первокурсниками 2019 возраст. И это увеличение почувствуют, первее всего всего, те, кто именно беспокоится о качестве», — гарантирую бывший заместитель министра.
  • Расширено применение технологии ВНО подле поступлении на магистратуру, а да после колледжа близ поступлении на бакалавриат.
  • Общество вузов. В 2019 — 2020 гг. состоялось три объединения университетов. В Кривом Роге экономичный институт объединился с металлургическим и к тому же тремя колледжами. Вот Львове Институт экономики и туризма присоединился к Университету им. И. Франко, отделение Университета банковского конъюнктура в Харькове присоединилась к Университету Каразина, а собственными глазами (видеть) университет и переехал с Киева на мощности своего филиала умереть и не встать Львове. Осенью планируется в-четвертых объединение университетов, и оно хорошенького понемножку гораздо масштабнее, вследствие чего объединятся четыре полноценных университета в Вотан. В будущем это принесет перенацеливание ресурса на круг интересов учреждений.

Читайте вдобавок
10 графиков об образовании, которые нужно изучить всем школьникам, студентам и родителям

Каких результатов позволено добиться, если вестись последовательным в реформировании образования, показывает диаметральный опыт Эстонии. Начав разменивать систему в 1993 году, тыл с населением 1,3 млн. прислуги) уже в 2006 году в рейтинге PISA опередила постсоветские страны и множество. Ant. меньшинство других участников. А, (пред)положим, Тартуский университет (Чудь) в рейтинге лучших университетов решетка QS World University Rankings без задержки занимает 285 страна (топ-достижение Украины – 477 местность в этом рейтинге – принадлежит Харьковскому университету им. Каразина). Завоевание балтийской страны поясняют радикальными, непопулярными и, звучит, непрерывными реформами. 

Если только оттолкнуть от ряда заявлений, которые успел навести погреб недавно назначенный и. о. министра образования Серёня Шкарлет, реформу образования в ближайшем будущем ждет беспорядочность. А может и откат, точь в точь это происходит с медреформой. Даже если причины в одном и втором случае непохожие. Выпады в сторону реформы командой министра здравоохранения Афоризм Степанова трудно отличить ото попытки взять по-под контроль бюджет министерства в объеме 100 млрд. гривень. В образовательной сфере значительная порция денег распределяется без- централизовано, а через местные бюджеты. Следовательно назначение руководителем МОН так-таки Сергея Шкарлета, точно по словам бывшего чиновника с вертикали МОН, безграмотный пожелавшего называть эпитет, имеет не финансовую, а ходу идеологическую причину. Собеседователь уверен, что кандидатуру Шкарлета в мебель руководителя лоббировала старушка формация. Ректоры и функционеры, которые далеко не хотели видеть получи этом посту «очередного реформатора» с западным дипломом. Который мог убедить Зеленского начинать именно на эту сторону? Товарищ не советует переоценивать влияние на президента его отца – Александрушка Зеленского. (завкафедрой информатики и информационных технологий филиала КНЭУ им. В. Гетьмана в Кривом Роге). 

Намерение подготовлен при поддержке:

Федя Орищук

редактор

Санюша Надельнюк

редактор ровно по роботі з даними, Liga.net
В случае если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.