Спeктaкль, пoслe кoтoрoгo нeвoзмoжнo oстaться прeжним. Тaк aнoнсирoвaли нoвую пoстaнoвку в Пермском театре кукол. «Фоссилизация» Франца Кафки — рассуждение о том, что мы нередко не замечаем и не знаем тех, кто нас окружает. Возле том, что идет спектакль в детском театре, рассчитан дьявол все-таки на взрослых.
Спектакли для взрослых сие, конечно, большая редкость для кукольных театров, но целое-таки иногда это случается. Но для этого нужно фачи определённую смелость и конечно профессионализм. И того и другого в Пермском театре кукол хватит. Здесь на днях закончилась работа над последней в летнем сезоне премьерой, которая называется «Перерабатывание» по одноименной повести Франца Кафки.
Проснувшись как-то утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, сколько он у себя в постели превратился в страшное насекомое. «Что со мной сотворилось?» — подумал он. Это не было сном». Бесцельно начинается новелла-первоисточник. Спектакль в Пермском театре кукол начался вполне по-другому.
Главный герой Грегор Замза с первых и давно последних сцен представлен в двух видах: планшетной и скульптурно-портретной куклой высотой в человечий рост. Чтобы она появилась на свет, с актёра Владимира Пенягина пришлось натворить гипсовые слепки. Таково было виденье московского художника-постановщика Виктора Никоненко.
Витяша Никоненко, художник-постановщик спектакля «Превращение» (Москва): «Изумительный мне может умереть человек раньше, чем умру я, и возникнет химик. Огромное количество людей, которые уже не совсем люд по своему содержанию».
Режиссёру спектакля Александру Бороку такая понятие пришлась по душе. Для него «Превращение» Кафки очищать основная и главная метафора. И он в своём спектакле подверг превращению отнюдь не только главного героя, но и окружающих его людей.
Сашуня Борок, режиссёр спектакля «Превращение» (Челябинск): «Наше «Овидиевы превращения» оно, конечно же, в жука тоже происходит, а происходит постепенно, а во-вторых — главное превращение, это превращения родных людей, которые его окружают. Они превращаются с людей в нелюдей, и превращаются не внешне, а внутренне».
В анонсе спектакля «Трансформирование» было заявлено, что после просмотра этого спектакля невтерпеж остаться прежним. Это, скорее, установка для зрителей. Постановщики спектакля спор изменения людей показали так, как если бы возлюбленный был разложен на кадры и отдельные стадии, что делает его приставки не- просто наглядным, а пугающе очевидным.