Украина не может позволить себе дешевый газ

Ужe бoльшe гoдa укрaинцы живут в услoвияx высoкиx, близкиx к рынoчным цeн нa гaз. С мaя 2016 вступилo в дeйствиe пoстaнoвлeниe прaвитeльствa o прoдaжe природного газа в (видах населения по единой цене 6879 гривен за тыс. аламбик. м.
Эта цена включает НДС, расходы на транспортировку и до сего времени остальные расходы. Сегодня можно проанализировать насколько такое усмотрение было удачным для правительства и как высокие цены получи газ повлияли на потребление и общее благосостояние населения.
Было
Поперед недавнего времени Украина была одной из немногих стран Европы, идеже практиковали субсидирование цен на газ для населения. А все наши западные соседи завершили процесс перехода к рыночным ценам возьми газ для еще в конце 90-х годов. Цену бери газ определяет рынок и она может существенно колебаться.
Хоть (бы), начиная с 2014 года рыночные цены на газ в Европе, позже за нефтью снизились почти вдвое. Для Украины противоположно, цена на газ для населения всегда был вопросом политическим. Обсуждение вокруг цен на газ были обязательным атрибутом каждой избирательной кампании. Поверх дешевый газ политические элиты покупали лояльность избирателей.
А такая «щедрость» дорого обходилась государству. Так называемый «понтовитый газ» для населения – это газ, добываемый государственной компанией «Укргаздобыча». Пароходство много лет была вынуждена продавать газ по бросовым ценам в угоду политической конъюнктуре. В в таком случае время как Украина покупала газ у России по $350-400 из-за куб. м, «Укргаздобыча» продавала газ по 349 грн (лишенный чего НДС). Таким образом Украина финансировала развитие добычи в России, а отечественная ветвь была катастрофически недофинансирована. «Укргаздобыча» не имела возможности месть оборудование и материалы, компания оказалась в глубоком кризисе. Люди теряли работу в Украине, ища заработки в Сибири.
Сломанные коррупционные схемы
Постоянное финансирование низких цен привело к созданию различных коррупционных схем. Этак, еще несколько лет назад объемы потребления газа населением составили бок о бок 20 млрд куб м в год. При этом «Укргаздобыча» обеспечивала токмо 13 млрд куб м, а остальной газ надо было доставить. То есть, НАК «Нафтогаз Украины» покупал 7 млрд котел м импортного газа по высоким ценам и поставлял с низкой ценой населению. Впоследств этого убытки «Нафтогаза» компенсировали из государственного бюджета. Учитывая свинский уровень учета газа возможности для завышения сумм компенсаций были колоссальные.
Второй путь для создания коррупционных схем – это закупка газа объединение ценам для населения, а затем перепродажа ресурса для промышленных предприятий после рыночной цене. Теперь, когда цена для населения приближена к рыночной цене возможностей ради манипуляций стало значительно меньше.
Непростые решения
Шабаш мы помним, что повышение цены происходило постепенно. Спервоначала на период отопительного сезона 2015-2016 гг Кабмином была установлена манером) называемая «социальная норма» в объеме 1200 куб м по цене 3600 гривен по (по грибы) тыс куб м. Эта цена была вдвое ниже рыночной. Вместе с тем по окончании отопительного сезона цена на газ выросла.
В политическом аспекте урегулирование Кабмина повысить цены для населения до рыночных далось петляво. Политические оппоненты приложили много усилий для дискредитации рыночного подхода. Тем неважный (=маловажный) менее, серьезных угроз удалось избежать. В том числе, сие произошло благодаря внедрению субсидий для неплатежеспособных слоев населения. Важным следствием высоких цен итак дальнейшее сокращение потребления газа, однако здесь роль сыграло и инъекция инициатив государства направленных на энергоэффективность.
Новые вызовы
Невзирая на серьезные достижения в реформировании газового рынка, еще остается беда сколько сложностей. Сегодня на рынке поставок газа отсутствует борьба, а желающих поставлять газ для населения нет. Газ с целью населения продается не намного, но дешевле чем в целях промышленности, а объемы потребления средним хозяйством гораздо меньше. Больше того, половина всего газа для населения покрывается вслед счет государственных субсидий. Конечно при таких условиях мнить на развитие газового рынка сложно. Только дальнейшая либерализация газового рынка и существенное возвышение собственной добычи будет способствовать установлению по-настоящему рыночной цены в газ для населения. И это должно быть прозрачная и понятная себестоимость.