В Киеве обнаружили сенсационную находку незаурядной ценности

В Сoфийскoм Сoбoрe Киeвa были нaйдeны уникaльныe фрeски XVIII-XIX вeкoв, кoтoрыe рaнee зaрисoвaли сoвeтскиe рeстaврaтoры. Тaким oбрaзoм, o сущeствoвaнии пoд слоем колорит произведений искусства современные исследователи не знали.
Об этом рассказала завмагша сектором Национального заповедника «София Киевская» Тамара Рясная, передают «Данные».
Как подчеркнула эксперт, получить соответствующую информацию посчастливилось благодаря архиву, в котором сохранились данные о проведенных реставрационных работах.
Вдоль ее словам, сейчас известно, что после монгольского нашествия орды получи Киевскую Русь и упадка государства храмом не занимались примерно 600 лет: реставрация началась при митрополите Петре Мать сыра земля в первой половине XVII века, а во времена правления гетмана Ивана Мазепы мольбище основательно перестроили с тогдашними традициями. Тогда старые фрески неважный (=маловажный) уничтожили и оставили под толстым слоем краски.
/ Отруби композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов»
«В 1843 году в одном с помещений отвалился кусок штукатурки. Увидел это протоиерей Тима Сухобрусов. В это время в Киево-Печерской лавре работал мастер на все руки по древней живописи, архитектор и историк академик Федор Солнцев – дьявол изучал старинные произведения церковного искусства. Его попросили просмотреть фрагмент живописи, который оголился. Академик был поражен, поняв, как будто это фреска XI века. О сенсационной находке доложили высшему духовенству и императору Николаю I. Эдип распорядился раскрыть фрески и «исправить в прежнем виде». Руководителем работ назначили академика Солнцева. (на)столь(ко) вот, под его руководством за два года фрески XI века в Софийском соборе расчистили. И тогда все увидели, что персонажи на них благословляют двумя перстами, а неважный (=маловажный) тремя, как было принято после церковной реформы середины XVII века», – отметила Тамуся Рясная.
Как отметила заведующая сектором Национального заповедника «Сердика Киевская», в советские времена решили закрасить фрески.
«Получилось в такой степени, что сейчас на композиции под сводами собора, сверху которой изображен 35 из 70 апостолов, один с персонажей имеет портретное сходство с этим реставратором. В отчетах середины 1950-х годов фотографии композиции с апостолами впредь до и после реставрации. Я обратила внимание, что там, где вначале был изображен худощавый старец с длинными седыми волосами, появилось физиомордия молодого человека с пухлыми щеками и зачесанными назад волосами. Сохранилось фотоотпечаток команды, которая работала тогда над живописью собора. Кабы сравнить лицо апостола, о котором я сказала, и одного из реставраторов в снимке, вы увидите, что они очень похожи. Ладком протоколам собраний группы реставраторов, молодой человек всячески отстаивал жэнь-у XVIII-XIX веков. Однажды сгоряча даже выпалил: «Эти фрески XI века безвыгодный имеют никакой ценности!» будучи, пожалуй, на взводе, некто и решил написать вместо практически осыпавшегося лика старца своеобычный портрет», – рассказала эксперт.
В то же минувшее она добавляет, что на архивных фотографиях можно разыскать также фреску, на которой изображена библейскя история «Маршрут в Эммаус», когда апостолы Лука и Клеопа не узнали Христа, некоторый после воскресения присоединился к ним по дороге в город Эммаус.
«Оборот в Эммаус»: Христос идет по дороге с апостолами Лукой и Клеопой
«Числом предварительной оценке главного реставратора Национального заповедника «София Киевская» Анатолия Остапчука, изобличить закрашенные работы в советское время будет непросто. Замечу, который во время реставрации 1950-х на сводах была уничтожена чудо) как ценная надпись, вероятно, сделанная в XVII веке. Надпись гласит, сколько собор начал строиться в 1011 году. Это невероятно важная катамнез. Граффити, обнаруженные на стенах собора Надеждой Николаевной и заместителем генерального директора Национального заповедника «Божественная премудрость Киевская» доктором исторических наук Вячеславом Корниенко, подтвердили эту дату. Постоянно это дало основания отпраздновать 1000-летие собора в 2011 году. А все равно дискуссии историков продолжаются. Надпись, уничтоженная реставраторами в 1950-х годах, является весомым аргументом», – резюмировала Тама Рясная.