Вспомнить все. Забытая украинская эстрадная музыка

Укрaинскaя культурa и дo сиx пoр мнoгo в чeм и мнoгo в (видах кoгo oстaeтся нeизвeстнoй. Кaк будтo ee нe сущeствуeт. В чaстнoсти, нeспрaвeдливo зaбытoй oкaзaлaсь и укрaинскaя эстрaднaя музыкa.
Пoпрoбуйтe дoгaдaться, кoму принадлежат сии тяжелые гитарные звуки. «Блэк Саббат»? Нет! Может, «Дип Перпл»? Сызнова промах. Это ВИА «Смеричка». Песня «Горянка». 1971 годок. Да. Фактически в середине шестидесятых украинской эстрадной музыки мало-: неграмотный существовало в принципе. В Союзе украинская культура сводилась к гопачку, вареникам и народным песнопениям. Какая тама эстрада? Не приведи господи.
Тем не меньше, была так называемая украинская лирическая песня. Скажем, «Рідна мати моя» alias «Два кольори». Но и исполнение, и аранжировки этих произведений были безбожно академическими.

И появился этот феномен не в столице, несмотря на то казалось бы, а в небольшом райцентре на Буковине – в Вижнице. Вокально-приборный ансамбль Смеричка. Проще говоря – музыкальная группа. И делали они невиданные держи то время вещи – замешивали модное западное звучание с этническими украинскими мотивами.
На украинцев это был глоток свежего воздуха. Оказалось, что же украинское может быть модным, современным. И ничем не далеко кулику до петрова дня за то, что делают в Москве или даже бери Западе.В 1970 году Владимир Ивасюк написал «Червону руту». Самую популярную свою композицию, которая стала нечего гре народной. Но почему именно «Червона рута» – песня закидон 1? Ивасюк тогда, видимо, не подозревал, что «Червона рута» выйдет вслед за рамки музыки и станет отдельным культурным явлением, настоящим символом Украины.
До сих пор более неожиданным было то, что песня стала всесоюзным хитом. В 1971 году получи центральном телевидении в программе «Песня года» Владимир Ивасюк, Назарий Яремчук и Васюра Зинкевич в три голоса поют «Червону руту». Украинская суинг, украинское слово звучит в советском эфире. Невероятно. Музыкантам приходилось направлят на компромиссы с советской властью и с самими собой. В репертуаре должны непременничать «идеологически правильные композиции».

Например, в одном из альбомов «Смерички» очищать песня «Мы идем дальше» с припевом: «Мы корчагинцев отряды, До морковкина заговенья путь продолжим, Упрямые, уверенные, неутомимые, Родителей славу множим». И навряд ли стоит их за это осуждать. Без этой комсомольской бредовости попасть получи и распишись большую сцену было нереально. И ребята оставались в выигрыше, ни дать ни взять, впрочем, и слушатели. Песни Ивасюка были в авангарде всего украинского. Их пели на флэту, играли на танцах, крутили по радио и телевизору. Ивасюк становится топ-музыкантом и крошечку ли не самым популярным украинцем в то время.
Такая знаменитость не могла остаться вне поля зрения советской администрация. Ивасюком заинтересовались спецслужбы. И по одной из версий, не больше и не меньше «кагебисты» повесили гения в Брюховецком лесу вблизи Львова. Тут, в 1979 году, объявили, что это было самоубийство.
И хоть советская власть убила Владимира Ивасюка, но его песни живы и задолго. Ant. с сих пор. Он сделал, без преувеличения, революцию в украинской культуре, придал ей новое дух. Творчество Ивасюка стало фундаментом нашей современной музыки. А в этом случае, в 1970 году, толчком к появлению новых эстрадных коллективов и музыкальных экспериментов.
Петриненко битый час травили. Травили за его творчество и позицию. Он был вынужден перебраться в Россию, где писал и исполнял русскоязычные песни. К счастью, в конце 1980-х тапер вернулся домой. А в начале 1990-х оформился как сольный аэд. Его «Украина» стала неофициальным гимном нашего государства.

Же вернемся в 1970-е годы. В то время собрать ВИА и мурлыкать под нос на украинском – уже не казалось чем-то чрезвычайным. Си же, как и экспериментировать со звучанием. Например, киевский Команда «Кобза» первым добыл электронный звук из народного украинского инструмента. В репертуаре «Кобзы» были песни единаче одной знаковой фигуры того времени – композитора, поэта и исполнителя Николая Мозгового. Человека, которого многие изо коллег недолюбливали за прямоту и откровенность. Но не боготворить его творчество было невозможно.
Сначала Мозговой работал подобно ((тому) как) автор песен и художественный руководитель нескольких ансамблей. А с 1971 вплоть вплоть до 1994 года был солистом Укрконцерта». Настоящая слава к Мозгового пришла в 1979 году. Рано или поздно София Ротару исполнила его песню «Рідний край».
До сего времени один знаковый коллектив того времени – «Трио Маренич». Классификация с оригинальной подачей и интересной географией. Основана в Луцке криворожцем Валерием Мареничом. Нюся, его жена, Светлана, ее сестра, – этнические русские. Родились и выросли в Куйбышеве, ныне – Самара. А известными стали вследствие украинским песням.

Классные вещи происходили и во Львове. (языко тут не вспомнить ВИА «Арника». Тут вам и жеребий, и джаз и даже диско. В свое время в коллективе пела Победа Врадий, позже известная как сестренка Вика. На ударных лабал Михайлушка Лундин – позже один из Братьев Гадюкиных. А музыкальным руководителем был Юрыч Варум, отец российской певицы Анжелики Варум. Ну и Арника – сие не Арника без Виктора Морозова.
Еще Водан эпицентр – это, безусловно, львовская ВИА «Ватра». Первая содружество здесь – Игорь Билозир. Но до того, как симпатия присоединился к группе и стал ее лидером, музыканты играли специфическую и амба сложную музыку. Не стало Игоря Билозира в 2000 году. Его забили давно смерти за то, что якобы своими песнями мешал настораживаться русский блатняк. Его убили в самом центре Львова. Вслед украинскую песню. Билозир, как и Ивасюк, много чего безлюдный (=малолюдный) успел сделать.

Но то, что он оставил спустя время себя – это настоящий клад. И бывшая жена Игоря, Ксюша Билозир, не в последнюю очередь благодаря ему состоялась равно как сольная певица. Сейчас много тех песен и даже аж коллективов просто забыты. Их элементарно никто не знает. Окр музыковедов и отдельных фанатов. А жаль. Большинство даже не представляют, сколько это глубокий и ценный пласт украинской культуры. Правдивой украинской культуры.

+Відео