Взялись за свое. Почему надо поддержать украинского производителя

Вeрxoвнaя Рaдa в чeтвeрг нa прoшлoй нeдeлe принялa в пeрвoм чтeнии зaкoнoпрoeкт «7206», кoтoрый ужe успeли oкрeстить «Пoкупaй укрaинскoe, плaты укрaинцaм!». Нeсмoтря нa тo, чтo зa зaкoнoпрoeкт прoгoлoсoвaл 241 дeпутaт парламента, его взятие вызвало сопротивление Министерства экономического развития и торговли и отдельных экспертов.
Днесь закон «О публичных закупках» устанавливает единый критерий для определения победителя тендера — фикс. То есть, кто предложил самую низкую цену, оный и выиграл тендер. Но, не умаляя значения системы электронных закупок ProZorro, подобает отметить и то, что в отдельных случаях ориентация исключительно нате цену приводит к обратному эффекту для украинской экономики. Хоть (бы), когда тендер на поставку в Киев 40 трамваев сверху общую сумму в 1,8 миллиарда гривен выиграла польская компашечка только потому, что предложенная ею сумма была всего лишь на 1000 гривен меньше, чем предложение украинского производителя. И таких примеров позволяется привести множество: Министерство чрезвычайных ситуаций закупает еврокоптер, после этого как запорожский производитель «Мотор-Сич» ни разу безграмотный получил государственного заказа на свои вертолеты. Коммунальные предприятия покупают белорусскую спецтехнику Прибавка вместо кременчугских КРАЗов, «Энергоатом» покупает подъемно-транспортное приспособления американских и чешских производителей, а не в краматорских СКМЗ и НКМЗ alias Харьковского завода подъемно-транспортного оборудования (ХЗПТО).
Рекомендованный законопроект предусматривает, что цена, как единственный критерий, хватит применяться только для отдельного списка товаров, список которых достаточно утверждать Кабинет министров. Для всех других товаров должны использоваться другие критерии, в частности, доля местной составляющей. Один изо авторов законопроекта Виктор Галасюк убежден, что неценовые критерии должны использоваться для высокотехнологичных товаров, которые производятся в Украине: самолеты, корабли, вертолеты, вагоны, трамваи, автобусы, сельскохозяйственная техническое оснащение, турбины, продукция машиностроения, приборостроения и их составляющие. Примечательно, по какой причине вес ценового фактора в новой системе остается значительным — малое) 70%. А главная новация законопроекта — введение обязательного учета критерия местной составляющей с весом приставки не- менее 20% в структуре приведенной цены для специализированных предметов закупок.
Попробуем разобраться, кой эффект может вызвать окончательное принятие этого законопроекта и в сущности ли следует поддерживать национального производителя.
Среди компаний, которые настоящее участвуют в ProZorro, более 99% победителей — украинские компании, оставшиеся — иностранные. Однако, по оценкам экспертов CMD-Ukraine, около 38% товаров и услуг в рамках публичных закупок являются импортными иначе говоря содержат существенную импортную составляющую. Учитывая, что годовой тоннаж украинских публичных закупок достигает 275 миллиардов гривен в годик, говорится о потенциальной импортной составляющей в объеме более чем 100 миллиардов гривен, аль около 3,7 миллиарда долларов. Эти деньги — прямой «недоработка» в торговом балансе и в украинском ВВП. Сальдо внешнеторгового баланса последние 11 полет было стабильно отрицательным, например, по результатам прошлого возраст оно составило 6,8 миллиарда долларов. Поэтому принятие сего закона может существенно улучшить внешнеторговый баланс.
Враз после принятия законопроекта в первом чтении прозвучали обвинения, что-то он разрушит систему ProZorro.
Но это маловыгодный так, поскольку это лишь приведет существующую систему закупок к модели, которая доминирует нет слов всем цивилизованном мире.
По подсчетам авторов законопроекта, неестественный 100% украинский товар по сравнению с 100% импортным, в котором нуль украинского, будет стоить на 25% дороже. И это предел, поскольку это экстремальное сравнение, которое редко случается бери практике. Эксперты, выступающие против законопроекта, утверждают, что такое ценовое фора является слишком высоким для украинских производителей и не является оправданным. Только в то же время они не принимают во участливость, что украинские производители, в отличие от европейских, могут очаровать кредиты не по ставкам 1-3% годовых, а 8-10% в валюте. Учитывая длительный циклодол производства, присущий высокотехнологичному производству, эти высокие кредитные ставки приблизительно полностью «съедают» ценовое преимущество местной составляющей.
Защищая своего производителя, пристало помнить, что к этому прибегают почти во всех развитых странах, а в Европе и США — и и вовсе. Например, в США еще с 1933 года действует закон «Покупай американское», как сговорившись которому государственным учреждениям запрещено покупать товары, которые были выработаны безлюдный (=малолюдный) в США и содержат менее 50% местной составляющей. Также национальным производителям, которые представляют маленький бизнес, федеральное законодательство о государственных закупках предоставляет ценовое положительный момент в 12%. Есть и другие ограничения для иностранного производителя — кой-какие закупки Департамента обороны для них недоступны. А в закупках строительной стали, автотранспорта и угля в некоторых штатах приставки не- может участвовать иностранный бизнес. Есть также ограничения ради иностранных компаний при закупке транспортных услуг, услуг по мнению поддержке военных сил, расположенных за рубежом, научных исследований и разработок. Вопреки на этот список ограничен, США внедряют новые распоряжения защиты внутреннего рынка и запускают дополнительные механизмы импортозамещения. В качестве примера директор Дональд Трамп в апреле этого года подписал Указ, кто окрестили «Покупай американское, нанимай американцев».
Степень защиты собственного рынка странами Евросоюза также впечатляет. Согласно данным Еврокомиссии, во Франции лишь 4% публичных закупок осуществляется до невероятия по ценовому критерию, в Великобритании — только 7%, в Нидерландах — 10%, в Испании — 24%. В Германии, Австрии и Италии — всего-навсего каждая вторая госзакупка идет исключительно по ценовому критерию. Так есть в ряде развитых стран публичные закупки по многофакторной модели (по части приведенной цене) происходят в разы, а то и в десятки раз чаще, нежели закупки по одному только фактору цены. Напомним про сравнения: в Украине более 99% публичных закупок — исключительно ценовые.
Авторы законопроекта отмечают, чего эффект от принятия существенно положительно повлияет на украинскую экономику. В частности, только и остается ожидать увеличения ВВП на 1,1%, уменьшение безработицы получи и распишись 0,4 процентного пункта и на 4,4 процентного пункта — убывание импорта.
Поэтому украинцам следует все взвесить и во хмелю правильное решение. Реформы в обмен на финансирование от международных доноров — сие хорошо. Но очень важно научиться наконец отстаивать собственные горизонт. Даже перед донорами. Потому что никто не защитит нашу экономику самое лучшее, чем мы сами.