Oт 15 дo 30 прoцeнтoв укрaинцeв живут и рaбoтaют нe пo мeсту рeгистрaции. Этo сoздaeт прокос прoблeм – oт нeвoзмoжнoсти вoспoльзoвaться зaкoнным прaвoм гoлoсa нa выбoрax и дo слoжнoстeй с медицинским и социальным обслуживанием. Попытки реорганизовать порядок регистрации пока успеха не достигли. Между тем правозащитники предлагают кассировать «совковую» модель прописки, заменив ее полностью декларативной.
Эксперты Аналитического центра CEDOS провели качественное социологическое освоение и анализ украинского законодательства с целью определения вызовов и последствий пользу кого государства и общества, связанных с проблемой регистрации места жительства.
Вдоль подсчетам аналитиков – от 15% (в малых населенных пунктах) поперед 30% (в крупных городах) жителей живут и работают не до месту регистрации. Таким образом возникает ряд проблем – и в целях государства, и для граждан.
Трудности государства: затруднен перепись населения, перераспределение бюджета, предоставление медицинских и социальных услуг.
Граждане сталкиваются с: хлопотами с получением документов, проблемами с участием в местных выборах, проблемами с обслуживанием в поликлиниках и других социально направленных ведомствах.
В прошлом году Пруссия попыталось поменять правила регистрации. Но легче от того украинцам безвыгодный стало. Даже получили новую беду в виде админштрафа следовать просрочку.
Почему же украинцы не спешат записывать свое место жительства? Аналитики CEDOS причинами назвали следующие:
– горожанин не имеет собственного жилья, а арендодатель регистрировать отказывается; – сложная порядок регистрации (в том числе – бюрократические препятствия в виде очередей и необходимости конец еще носить «бумажки») – дополнительные расходы (в частности, век); – стереотипы.
Основной причиной того, что изменения нужно вводить немедленно, является существенное и массовое нарушение прав человека и его основных свобод, вызванное существованием устаревшей действующей системы. Ради этого и исследование и проводили, отметила руководитель проекта Людмила Янкина.
Народонаселение и местный бюджет
Но только вопросами медицинского обслуживания и голосования для местных выборах проблема не ограничивается (хотя это в (высшей степени существенные вопросы). Другой пласт проблем – наполнение местных бюджетов в рамках децентрализации верхи.
Значительные объемы населения, которые проживают не за месту регистрации, увеличивают диспропорции в наполнении местных бюджетов. С ростом внутренней мобильности сии проблемы будут только расти. Действующий институт регистрации нуждается в реформе, – объяснила проблему аналист проекта Анастасия Фитисова.
Эксперт Института общественно-экономических исследований Вава Жук поставил вопросы, которые связывают проблему регистрации места проживания с децентрализационными процессами. Сообразно его словам, в 2016 году имело место значительное обострение доходной части местных бюджетов. Может ли это точно свидетельствовать об успешности реформы децентрализации? Какова структура налоговых поступлений в бюджеты общин, и соблюдается ли оптимальное паритет между собственными доходами и переданными государством?
По мнению эксперта, этакий подход, когда гражданин обязан платить налоги по месту регистрации, даже если работает в другом регионе – неправильный.
Если человеку без- нашлось рабочего места в регионе, где он родился, ведь это проблема местной власти. Это должно быть про них стимулом – удержать у себя высококвалифицированных работников, чтобы они платили налоги сверху местах, – уточнил Жук.
Внутренне перемещенные лица
После последние три года, из-за вооруженного конфликта бери Донбассе, у нас появилась новая категория граждан – внутренне перемещенные лица (ВПЛ). Примечательно, т. е. отметила представитель Датского Совета по беженцам Екатерина Галенко, который порой даже украинские русскоязычные СМИ расшифровывают эту аббревиатуру наподобие «временно перемещенные». Но три года – это уже приставки не- «временно». И даже больше.
Согласно последним опросам, сильнее половины внутренне перемещенных лиц из Крыма и неподконтрольных правительству частей Донецкой и Луганской областей без- планируют возвращаться, что делает интеграцию в принимающие территориальные общины единственным долгосрочным решением ради них, – отметила эксперт.
К сожалению, констатировала Галенко, существующая компания регистрации места проживания существенно усложняет такую интеграцию. Числом ее словам, Датский совет по делам беженцев работает с проблемами, с которыми сталкиваются внутренно перемещенные лица, с 2015 года, и сейчас наблюдает, что в контексте реформы точно по децентрализации такая проблема интеграции может распространиться не точию на внутренне перемещенных лиц, но и на другие категории внутренних мигрантов.
Лаз – декларативная регистрация
Эксперты видят возможным выходом изо ситуации введение декларативной модели регистрации места жительства. Ведь есть когда при регистрации не нужно доказывать документально видимое дело своего проживания. Конечно, такое предложение имеет свои нюансы, следовать разработку и внедрение которых должно взяться правительство.
Правозащитники, которые участвуют в исследовании проблем регистрации места проживания, акцентируют ответственность затронутых вопросов и обещают содействовать тому, чтобы и во правительство это мнение услышали и приняли реальные меры для решения проблемы.
Нашими следующими шагами к изменениям, (год) спустя завершения этой части проекта, является достижение в государстве уровня беспрепятственной реализации прав человека (таких т. е. политические, экономические, трудовые, социальные и другие права) по месту его фактического проживания. Кое-когда человек больше не должен ехать по месту «прописки», в надежде проголосовать на местных выборах или оформить пенсию. Подчас человек является полноценным интегрированным членом территориальной общины, в которой спирт проживает по факту, – отметила Людмила Янкина.