Глава Объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александр Каленков считает, что железнодорожникам нет смысла говорить о 22,5%-ном повышении тарифов на грузоперевозки до устранения операционной неэффективности и коррупции в «Укрзализныце».
«УЗ – это одно из крупнейших коррупционных предприятий. У НАБУ, которое ведет дела по госпредприятиям, «Укрзализныця» занимает почетное место – более миллиарда гривен. Насколько я знаю, сейчас НАБУ ведет дела исключительно по УЗ, 15 августа было задержание должностных лиц железной дороги, которые нанесли 97 млн. грн. убытков. Министр (инфраструктуры Владимир Омелян – ред.) говорит, что убытки от коррупции он оценивает в полмиллиарда долларов – это 13 млрд. грн. Поэтому вбрасывать деньги в эту бездонную бочку я не вижу смысла. Сейчас говорится о 22,5%-ном поднятии тарифов, но они и так выросли за последние два года сначала на 30%, потом еще на 15%», – сказал он в эфире телеканала 112.
Отвечая на вопрос, как повышение тарифов отразится на метзаводах, А.Каленков сообщал, что 22,5%-ное повышение приведет к дополнительным затратам на около $7-10 на каждой тонне металлопродукции.
«Аналогичная сумма сейчас является маржой для наших метпредприятий, чтобы закрепиться на рынках мировых, чтобы нас оттуда не выкинули. Если произойдет это повышение, то нас просто будут вытеснять с экспортных рынков, поскольку порядка 30% всех наших контрактов – это низкомаржинальные товары. И это касается не только нас, у цементников и аграриев ситуация такая же. Поэтому мы выступаем в этом одним фронтом. Нельзя в эту бездонную бочку закачивать деньги, выкачивая их из реального сектора из промышленности. Нужно навести порядок сначала в «Укрзализныце», – отметил глава «Укрметаллургпрома».
Каленков привел пример операционной неэффективности «УЗ», когда она не смогла вовремя провести тендеры на закупку новых полувагонов.
«Нужно было собрать производителей вагонов, заявить о своих планах. Причем не только на этот год, но и на следующий год и далее, как минимум на 3 года, чтобы вагоностроители могли планировать производство. Договориться о цене заранее, убрать коррупционную составляющую», – сказал он.
По его словам, сейчас изношенность вагонов составляет 90%, но «Укрзализныця», собирая деньги по тарифам, генерируя огромные средства от грузоперевозок (более 10 миллиардов гривен), имея планы по капитальным инвестициям, не закупила новые полувагоны.
При этом Каленков отметил, что сейчас в «УЗ» есть деньги на покупку полувагонов и без повышения тарифов.
«На счетах «УЗ» находится около 7 миллиардов гривен, а в некоторые периоды года – 15 миллиардов гривен. В этом году была заявлена покупка 8 тысяч полувагонов, но по итогам полугодия построили всего 600 вагонов. На покупку 8 тысяч полувагонов необходимо 6 миллиардов гривен . Без повышения тарифов Кабмин разрешил им тратить на капитальные инвестиции 16 миллиардов гривен. То есть деньги есть, но у «УЗ» нет управленческого умения эти деньги правильно потратить», – констатировал глава «Укрметаллургпрома».
По его словам, «УЗ» также следует сосредоточиться на ряде инфраструктурных проектов, чтобы «расшить» узкие места в своей сети.
«Следует определить те участки, на которых эффект от инвестиций будет максимальным. Это перегон Камыш – Заря – Волноваха, это некоторые участки на подъездах к морским портам. И для зерновиков, и для нас это очень важно. Есть такие проекты, которые доллар вложенный может привести к максимальному эффекту. в «Укрзализныце» и Мининфраструктуры просто нет людей, которые могут свести это все воедино. Даже покупку вагонов», – констатировал Каленков.