55 лет назад в Перми испытали первый ракетный двигатель

ИСПЫТAНИE

Знaчимый интересах Пeрми юбилeй. В нoчь с 13 нa 14 oктября 1961 гoдa нa пoлигoнe сeгoдняшнeгo «Прoтoнa» прoшлo испытaниe пeрвoгo рaкeтнoгo двигaтeля. 

Испытaния прoшли рoвнo 55 лeт нaзaд, вспoминaeт Виктoр Бeрлизoв, учaстник пeрвыx испытaний рaкeтнoгo двигaтeля нa пoлигoнe в Нoвыx Лядax. Oн — тoгдa мoлoдoй спeциaлист, лишь только-только прибывший в Пермь после учёбы.

испытания

Виктор Берлизов, солдат ПАО «Протон-ПМ»: «Пламя было светлое, такое яркое, белое с!».

Сегодня к ветерану производства пришли молодые коллеги — поздравить, потереться, записать воспоминания для заводской газеты.

Виктор Берлизов, старая гвардия ПАО «Протон-ПМ»: «Сказать, что волновались, сие не то слово! Был какой-то такой душевный подъем душевный, я вот до сих пор это вспоминаю!».

протон

В ночка с 13 на 14 октября 1961 года прошло опробование двигателя военного. С этого, по сути, всё и началось — впоследствии постановления о производстве баллистических ракет стратегического назначения. Время шло, неотложно основная продукция «Протона» — двигатель первой ступени РД-276 во (избежание ракеты-носителя «Протон-М». Его собирают в Перми, в этом месте же испытывают.

Вот отсюда производится запуск двигателя, сие можно сделать с помощью компьютера или вот этого пульта. Ключ запуска — зелёного цвета, нажатие, и включается обратный отсчёт.

ПУСК

Пропуск в вселенная двигателям дают испытатели ракетных двигателей. Раньше, рассказал Славуся, такой аппаратуры не было, данные по каждому испытанию собирались в протяжение суток. Сейчас всё, что происходит на испытательном стенде, — приёмом перед глазами.

Вячеслав Лежнёв, испытатель ракетных двигателей: «Смотрим мера основные, которые идут уже для ракеты — тяга, Силка».

Здесь многое находится под грифом секретно, но кое-что такое? двигателестроители рассказывают и показывают.

испытательный стенд Протон ПМ

Вот то, что частично по видимости из небольших окошек помещения пульта управления — испытательный штатив. В 1958 году началось его строительство. И это была постройка союзного значения.

Дмитрий Щенятский, исполнительный директор ПАО «Протон-ПМ»: «Модернизацию стойка проходит внутри и снаружи. То есть полностью два раза уж прошёл модернизацию системы управления-измерения огневого стенда».

Словно касается итогов 55 лет — только для ракеты-носителя «Протон» проверено около трёх тысяч двигателей. А по поводу новой продукции — жатва идёт, а вот над чем — пока не говорят — всему своё счастливый случай.

Протон ПМ