Нынешняя правящая политическая сила в Польше в значительной мере опирается на поддержку ультраконсервативных кругов: например, потомков депортированных в 1940-х годах. Нельзя сказать, что это общая позиция – скорее «игра».
Такое мнение высказал политолог Максим Михайленко на «Апострофе». Учитывая ситуацию и роль Польши во внешней политике относительно Украины, не следует реагировать зеркально и с эмоциями. Следует, как Украина преимущественно и делает, реагировать максимально взвешенно, корректно и дипломатично.
Следует также помнить, что многие работники Украинского института национальной памяти похожи на польских коллег своими позициями относительно того, «как должно быть правильно». Потому что украинский институт фактически полностью скопирован с польского — просто последний в придачу еще и обладает полномочиями спецслужб. И именно поэтому подобное обострение не имеет не только смысла, но и целесообразности, ведь в Украины и Польши один общий враг — и это Россия, чьи агенты с радостью ставят ноги в дверь таких конфликтов.
Это довольно двусторонняя ситуация, которой не избежать. Но Украине следует в дальнейшем придерживаться необходимой линии. Ведь во времена Кучмы и Квасьневского, Ющенко и Качиньского было сделано много шагов для общего примирения: захоронения «орлят» на Лычакове, взаимные извинения относительно Волынской трагедии.
Поэтому можно сделать вывод, что все эти жесты со стороны Польши — не более, чем «фишка» правящей партии, с которой следует просто смириться.