Eжeгoднo xристиaнскиe сeмьи с нaступлeниeм вeликoгo прaздникa Рoждeствa 7 янвaря ждут в свoиx дoмax приxoдa вeртeпa. Нeкий стрaнствующий тeaтр, кoтoрый с дoмa в дoм прoслaвляeт нoвoрoждeннoгo Иисусa Xристa в Вифлeeмe.
Вeртeп – этo мoлитвeннoe прoслaвлeниe Бoгa чeрeз тeaтрaльнoe дeйствo и кoмичeскoe вoссoздaниe бытoвoй жизни, кoтoрoгo ужe придeрживaются нeскoлькo вeкoв бeз пeрeрывa. Oднaкo вeртeп бeрeт свoю oснoву дaлeкo нe с xристиaнствa, a с eщe дрeвнeгo пoчитaния нoвoгo Сoлнцa, Нoвoгo зeмлeдeльчeскoгo гoды, кoтoрый нaчинaeтся с поворотом солнца нате весну.
Аккурат поэтому рождественский вертеп тесно вяжется с верованиями в ликующий окончание и с магическими действиями, которые должны обеспечить в новом году престижный урожай.
В Украине старинный странствующий марионеточный театр возник в ступенька барокко (вторая половина 17-18 века). Хотя первое письменное упоминание о вертепе датируется еще 1666 годом и оно содержится в материалах львовского ставропигиального братства.
Кудесник обычно первым заходит в дом и приглашает других актеров вертепа
Существуют и оставшиеся предположения относительно первого вертепа: это 1591 и 1639, в который раз же скоморошные «игры, глаголемыя куклы», которые существовали перед сих пор в Киевской Руси, а обычай «хождения с куклами» известный еще с 1573.
В ту пору вертеп состоял из двух- аль трехэтажного деревянного ящика, идеже на третьем или втором этаже показывали рождественскую драму, а держите втором и первом или только первом, – механически привязанную к ней ядовито-бытовую интермедию. Эти этажи по христианской традиции трактовались сообразно образу «подземелье», «небо» и «земля».
У каждого в вертепе своя ролька
Егда вертеп заходит в дом – сразу становится весело и интересно
«С дома к дому Иисуса прославлять … »
Первая рождественская уловка вертепа, которую называли «святая», имела обычно стабильную композицию, а вона вторая пункт менялась в зависимости от местных условий, традиций и остроумия вертепника.
«Шумливый» вертеп не обходит ни один дом в праздник Рождества 7 января
В Божич христово христиане обычно оставляют двери открытыми, чтобы их дымок посетить вертеп
Больше всего появления вертепа ждут маленькие дары флоры жизни
Сами вертепные куклы, которые двигались с через прикрепленных к ним внизу проводов, имели свои отдельные роли. Ими двигал вертепник, кто такой стоял позади сундука и водил куклу по проемам в полу, наблюдая по прошествии действием в специальные окошки.
Кукол в вертепах могло (пре)делать визиты до 40. вертепник говорил и пел за всех героев, меняя крик для предоставления определенной характеристики персонажей и принимал на себя крепость за целую постановку.
В вертепе молодежь не никак не более выполняет свои роли, но и забавляется и шутит промеж (себя) внешне
Красавицы-колядницы
И актерам странствующего вертепа вдали не помешает любая погода
С веками вертеп видоизменялся – к нему стали приставляться различные музыкальные сопровождения, которые добавляли зрелищности большей мистерии. С течением времени такусенький вертеп превратился в «живой» вертеп, исполнителей иногда именовали машкаратами, – это название происходит от слова «маска», что означает (карточка)шаблон, личина.
Это был как маскарад, какой-либо нес добрым людям провозвестие о рождении Иисуса Христа. В уличном вертепе ходили колядовать ладинос и подростки, а в машкараты принимали только-тол взрослых парней: дети должны лежать одеты в обычную одежду, а большие, которые играли серьезные роли (скончание царя, ангелов), были в масках.
Колядницы вертепа
Красавец и колядница вертепа
Пастушок и Смерть в вертепе
В большинстве случаев участники «живого» вертепа готовят заблаговременно религиозное представление, распределяют роли, учат стихотворные тексты, шьют костюмы. Действующими лицами в таких вертепах являются Архаровец, Пастушки, Три Царя, Жид Мошко и его жена Сура, Неряха, Смерть, Царь Ирод и его воины, Казак и другие. С вертепом на правах и часто ходят колядники старшего поколения.
Вертепную драму трафаретно делят на два действия – религиозное и светское, но, развиваясь, оно едва ли не (что) всегда теряет религиозный характер, что приводит к слиянию обеих частей спектакля вертепа в целостное действие.
Сюжеты рождественских вертепов были сильнее или менее одинаковы: царь Ирод узнает от волхвов и трех царей, вследствие чего родился Христос, претендент на его престол. Чтобы уберечься от соперника, он зовет воина и приказывает ему пристукнуть всех вифлеемских детей от 2 лет и младше.
Рождественский ушла получай базу
Весь состав вертепа заходит в дом
Пока суд да дело одни герои говорят, другие ждут своей очереди на улице
Теперь вертеп отправляется в следующий дом
Белоказак выполняет приказ, но одна старуха Рахиль не дает своего ребенка держи избиение, потому озлобленный Ирод приказывает убить ее ребенка. Задним числом такое страшное преступление Смерть отрубает Ироду голову, а черти тащат его в пропасть. После смерти Ирода в постановке, с песнями и танцами, появляются чавела, пшек, москаль, жид, крестьянин, дед, бабка, отец иль некоторые люди.
«Живые вертепы» часто делятся на три основные возрастные группы: маленькие наше предстоящее в возрасте примерно от 6 до 10 лет, во мелочный – дети 11-15 лет, третья – молодежь.
В вертепе несменяемо шумно и весело
Молодежь всегда охотно отправляется в малинник, с тем интересно провести время со сверстниками
Сценарии вертепа записывали, запоминали крестьяне и передавали из поколения в поколение, так как они были основаны в целях реальных историях из быта украинцев. Настоящий фольклор, оный или иной часто видоизменялся и дополнялся в зависимости от событий.
С течением времени непринужденность и понятность сюжета возродила вертеп в западных и центральных регионах Украины. Из этого явствует заметно больше вертепных композиций в костелах, на площадях и в крупных магазинах, начали являться вертепные театры на детских праздниках в садах и школах. В время рождественских праздников открывается много кружков по созданию фигурок и кукол в (видах вертепа с дерева, бумаги, в виде оригами и других материалов.
Вертунья
Король Ирод
Пастушок
Особые равно как вертепы, которые с года в год выставляют в наших храмах по образу визуальное обращение о радостном рождении Христа в бедной стайне, и маленькие крошечные вертепы держи и распишись тетраподе, и масштабные, размером в человеческий рост композиции, которые устанавливают с высоты птичьего полета церковном дворе.
Украинский вертеп на Западной Украине
Хорватский вертеп
Все это несет большой вклад в нашу историю. Многие исследователи и украинские писатели изучали падеж вертепа и, что интересно, его актуальность не уменьшается с годами.
«.. Богочеловек родился!»
Мы ждем вертепное действо в своих домах умереть и не встать время рождественских праздников, мы ждем его на местах работы, кое-нет-нет да и приходится работать в праздник Рождества, мы ждем его получи и распишись улицах городов и сел, потому что именно актеры вертепа добавляют безукоризненный дух Рождества, который нам всегда нужен независимо из-за возраста, погоды или места пребывания.
С праздником Рождества! Хрен с ним добрые пастушки с царями принесут радостную весть в ваш лицо и наполнят ваши сердца счастьем и покоем!
Все фотомордочка: M&M Photography