Леонид Каденюк: После полета в космос я начал по-другому относиться к миру

Лeoнид Кaдeнюк – Гeрoй Укрaины, пeрвый кoсмoнaвт нeзaвисимoй Укрaины. В интeрвью 24 Кaнaлу oн рaсскaзaл, кaк пoявилaсь мeчтa пoлeтeть в кoсмoс и скoлькo oн к нeй шeл, a тaкжe чтo нужнo, чтoбы стaть xoрoшим кoсмoнaвтoм.
Пoчeму Вам стaли кoсмoнaвтoм? Кoгдa пoявилoсь тaкoe жeлaниe?
Мoя мeчтa рoдилaсь 12 aпрeля 1961 гoдa, кoгдa чeлoвeк впервой полетел в космос. Мне тогда было 10 лет. Парение Гагарина — это было чрезвычайное достижение человека. Это зачин новой эры в истории человечества. На одной из миллиардов орудие во Вселенной, цивилизация этой планеты создала такие технические капитал, с помощью которых она смогла преодолеть притяжение своей планеты и высказывать(ся) в космос. И тогда, в тот день, у меня появилась мечта телосложение космонавтом. Если эту мечту смог воплотить мальчик с буковинского села, в таком случае так же она может быть осуществлена любым. Положение человека должна начинаться с мечты. На своем примере я убедился в этом. Надежда помогает человеку преодолевать трудности, направляет, дисциплинирует и помогает высуживать своих целей.
Как Вы стали космонавтом? Подобно как для этого нужно было сделать?
Первым медленно к осуществлению мечты было становление летчиком-истребителем. Надо было забраться в высшее военное авиационное училище, что я и сделал после школы. Я знал, словно космонавт — это профессия, которая требует больших знаний и крепкого здоровья, следовательно я много занимался спортом, учился. Когда в 1976-м году состоялся появляющийся набор, это был шестой набор после гагаринского, в летучка космонавтов, я, конечно, написал рапорт, что хочу принять внимание в этом отборе, хочу стать космонавтом. С 3-х тысяч кандидатов, молодых летчиков-истребителей, отобрали группу с девяти человек. Я попал в эту девятку. В конце концов с этой группы я остался один. Я прошел чрезвычайно жесткую комиссию. Нас готовили не хуже кого командиров многократного транспортного космического корабля «Буран». Это громадный корабль, который очень похож на американский «Спейс Челнок», на котором я и полетел потом. Если первых космонавтов набирали с целью, зачем они должны улететь в космос и вернуться оттуда живыми-здоровыми, так мы уже должны были лететь и выполнять там научные эксперименты. Благодаря тому мы изучали многие науки: медицину, биологию, астрономию, астрофизику, геологию, экологию. Публики, который летит в космос, должен быть разносторонне грамотным. Сейчас в космическом полете я убедился, что даже тех знаний, которые я получил, неважный (=маловажный) хватало для того, чтобы понять некоторые вещи потом. Но, как оказалось, ими не обладает сама мастерство.

Что было самым трудным?
Самое трудное исполнение) космонавта — это ожидание. Это неопределенность — полетишь ты река не полетишь. Среди тех, кто был отобран, делать за скольких правило, из каждого набора летали 50-60%. А остальным — просто так и не удалось. Если мечта родилась 15 апреля 1961 лета, а полетел я 19 ноября 1997 года, то получается 36 парение я ждал этого момента. Даже помню, когда старт, когда-когда включились двигатели и мне как раз навеяло слова с песни из кинофильма «17 мгновений весны»: «И твоя милость порой почти полжизни ждешь, когда оно придёт твое мгновенье».
Аюшки? Вам помогло в течение всех этих лет не отступиться с своей мечты?
Такая настойчивость в достижении цели. Поэтому что очень хотелось полететь в космос, увидеть какой симпатия, что такое космос. И вообще столкнуться с теми всеми факторами космического полета. Вишь любопытство и все. Там что-то в человеке сидит, в психике. Вона оно и регулирует острое желание видеть.
Что Ваш брат чувствовали, когда оказались на орбите Земли?
Меня тысячекратно спрашивают было ли страшно. Я говорю, что было зверски интересно, а не от того, что что-то может свершиться. Я много лет был летчиком-испытателем, испытывал самолеты и, несомненно, как и у каждого испытателя, было много аварийных ситуаций. Отчего нервная система притупилась к отказам, к стрессовым ситуациям. Был такого типа ученый Ганс Селье, который говорил, что стресс — сие не то, что вы восприняли, а то, как ваша милость это восприняли. Воспринять можно все что угодно, так как отреагирует нервная система — здесь уже у каждого свое. Так есть одно и то же событие для кого-так может быть стрессом, а для другого — нет. Для меня настоящий полет, старт вывода на орбиту не было стрессом. Страха мало-: неграмотный было. Было такое огромное напряжение пока не вышел получи и распишись орбиту.

После возвращения на Землю как Вас себя чувствовали?
Я не почувствовал никакого негативного влияния, даром что после полета я начал себя чувствовать так, как к полету, идеже-то через несколько недель. То есть шла такая переадаптация к земным условиям. Упрощение к состоянию невесомости — это сложнее, потому что в человеческом организме происходят сотни процессов, которые сформированы в условиях гравитации. Вследствие этого и отборы были такие чрезвычайно жесткие. Человек должен браться идеальным. И вестибулярный аппарат должен быть прочным. Я помню, по какой причине надо было 15 минут в кресле просидеть, когда тебя крутят. И отдельные люди летчики, летавшие на истребителях, уже через 3-5 минут говорили: «Я ранее не хочу быть космонавтом, только остановите это качалка». Вот насколько ему делалось плохо.
Сложно заправлять космическим кораблем?
Многократные космические корабли, такие точно «Буран» или американский «Шаттл» — это вообще самое сложное с точки зрения техники, отчего когда-либо было создано человеком. Они построены с использованием авиационных и космических технологий. Смотри представьте себе, где-то около 2 миллионов систем, узлов, агрегатов, которые должны вместе с тем работать и при отказе какого-то может произойти крушение или даже гибель корабля вместе с экипажем. Поэтому, извес, надо было готовиться к этому.

Моя группа маловыгодный просто изучала этот корабль — он создавался параллельно с нашей подготовкой, и наша сестра принимали непосредственное участие в этом. Более того — мы отрабатывали саму посадку корабля, потому как что она осуществляется без использования двигателей. То усиживать корабль, который весит около 100 тонн, без двигателей, очевидно из космоса падает. Ну падение, конечно, управляемое. И необходимо было посадить этот 100-тонный корабль на взлетно-посадочную полосу. Я отрабатывал глиссаду, ведь есть посадку на самолетах, которые своими аэродинамическими характеристиками бесконечно близки к космическому кораблю. А это самолеты МиГ-25, Время-31, МиГ-21. На протяжении своей взлетно-испытательной работы я летал держи около 60-ти типах самолетов. То есть только что не на всем, что было в те времена в Советском союзе, особенно на истребителях. Истребители — это маневренные самолеты. Это мои любимые самолеты.
У Вам профессия с риском для жизни. Как Вы готовились к тому, чисто в полете может произойти все, что угодно?
Естественное, летчик-испытатель когда садится в самолет, он не знает, словно он себя поведет, этот самолет. Ну и зависит с задачи, которую он выполняет. Есть такие задачи, твоя милость летишь и готовишься к катапультированию, чтобы бросить самолет, когда некто сломается. Есть такой вид испытаний — на прочность. И твоя милость летишь и специально его ломаешь по заданию конструктора. И тут. Ant. там надо быть готовым, чтобы вытащить своевременно поручни катапультирования.
После всего возвращения из космической миссии Вы летали?
Летал задолго) до этого уже — в 1997 году на истребителе, правда американском. Со временем, в 2002-м или 2003-м — на спортивном самолете. Но тутти-таки для меня это — истребители. Скоростные самолеты, маневренные, которые выполняют фигуры высшего пилотажа. Инде и перегрузки и скорости большие. Вот МиГ-35. Там темп около 3 тысяч км в час. Они летают в стратосфере — ординар более 20 км. Приходилось летать много раз. Бесспорно, хочется сесть полететь, покрутить пилотаж в небе. Когда летал сверху самолетах, никогда не снились полеты, а потом, как исключительно прекратил летать, — очень часто снятся.
Вы в хорошей форме, т. е. поддерживаете свое здоровье?
Я люблю спорт. Я всю биография занимаюсь спортом, буквально с детства. Ну и сейчас продолжаю. У меня лада вид спорта — это бег на длинные дистанции. Я начал обегать, когда был отобран в отряд космонавтов и надо было проявлять хорошие параметры сердечно-сосудистой системы и других систем. Вследствие этого я считаю, что бег — это такой комплексный вид нагрузки, каковой влияет положительно, делает такой здоровый стресс всему организму.

Хотели бы до сей поры полететь в космос?
Хотелось бы еще полететь в макрокосмос. Американский астронавт Джон Гленн — это был первый стейтцовый Юрий Гагарин, который совершил первый орбитальный полет. А а там в возрасте 77 лет он улетел еще раз в мир. Он был профессиональным летчиком-испытателем, астронавтом и затем сенатором. И вишь когда он прилетел — он сказал такую фразу: «Порой рассматривать в иллюминатор космического корабля и видеть созданное, то следом этого не верить в Бога невозможно». Ну надо возговорить, что у меня тоже возникли примерно такие же ощущения. Таким (образом меня все это поразило. Эта красота Земли и мироздание. 20 ноября этого года будет 20 лет осуществления полета. Я отнюдь не думаю, что я изменился, хотя сам полет — он влияет, (ясное, на человека с положительной стороны. Отношение к окружающему миру, к человеку, к любому живому существу становится ничуть другим. Допустим, сорвать листик или наступить на стебелек, что только пробивается к солнцу — это уже я сделать не могу. Благодаря тому что что это все живое, это надо чувствовать, в чем дело? оно живет.
Вы единственный космонавт в независимой Украине, которому посчастливилось осуществить космическую миссию? Благодаря чему?
Мне только и знает задают такой вопрос: «В чем секрет вашего успеха?» Я убежден, что никакого секрета нет. Все абсолютно просто: недурно иметь цель и много работать. Вот весь секрет.

+Відео