Право на здоровье в вопросах и ответах
В этом номере «Эфира» консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Ольга Сенина ответит на самые актуальные вопросы, касающиеся защиты права на здоровье и медицинскую помощь.
Что делать в случае, если врач, который вам нужен, в отпуске или вообще не ведет прием в вашей поликлинике?
К врачу узконаправленной специальности можно попасть исключительно по направлению врача-терапевта. Однако может оказаться так, что нужный специалист в отпуске или вообще не ведет прием в вашей поликлинике. В таком случае терапевт должен направить вас в поликлинику в другом районе или даже соседнем населенном пункте. Если у человека острая боль, он имеет право попасть к нужному врачу без записи, но предварительно ему всё равно придется посетить своего участкового терапевта или дежурного врача. В данном случае сам терапевт может принять решение и о госпитализации. В некоторых поликлиниках предусмотрен отдельный кабинет неотложной медицинской помощи. Напомним, что обратиться в поликлинику с острой болью вы можете в любом городе России, если у вас есть полис медицинского страхования. Для решения любого вопроса вы можете для начала обратиться к администрации вашей поликлиники – к главному врачу – с просьбой разрешить ситуацию и выдать вам необходимое направление к нужному специалисту. Решать такие вопросы – это непосредственная задача администрации лечебного учреждения.
Вы также можете обратиться в страховую компанию, выдавшую вам полис обязательного медицинского страхования, – ее сотрудники могут решить проблему по телефону незамедлительно. Контакты компании указаны на вашем полисе.
Есть ли четкие сроки, в которые помощь по полису обязательного медицинского страхования должны оказать?
Территориальная программа ОМС гарантирует каждому гражданину бесплатное лечение – как в поликлинике, так и в условиях дневного и круглосуточного стационаров. Обращаясь в поликлинику или больницу, вы можете рассчитывать:
– на консультацию участкового врача (терапевта или педиатра) в течение 24 часов с момента обращения;
– на консультацию врача-специалиста в течение 14 календарных дней. При отсутствии специалиста в конкретном медицинском учреждении лечащий врач обязан направить пациента на консультацию в другую поликлинику, больницу. Сроки при этом остаются те же.
Кроме того в течение 14 дней со дня получения направления пациенту должны быть проведены необходимые лабораторные и диагностические исследования (УЗИ, ФГС и т. д.). Плановое проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии осуществляется в порядке очередности с периодом ожидания не более 1 месяца. Все указанные сроки касаются так называемых плановых больных, а при угрозе жизни и здоровью все диагностические мероприятия должны быть проведены безотлагательно! Срок ожидания плановой госпитализации в дневной и круглосуточный стационары не должен превышать 1 месяца. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях, оказываемой медицинскими организациями Пермского края, не должен превышать 2 месяцев со дня получения направления на госпитализацию. Находясь в больнице, человек может рассчитывать не только на бесплатные лекарства, но и на расходные материалы, к примеру, импланты в травматологии – их стоимость включена в стандарт медицинской помощи, и больница не вправе требовать с пациентов дополнительные средства на их приобретение.
Таким образом, если вы сталкиваетесь с нарушением сроков оказания вам медицинской помощи, можете обратиться с жалобой в свой офис своего полиса ОМС, а также в министерство здравоохранения, аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.
Лекарство, которое выписано врачом, не подходит и вызывает аллергию. Как получить лекарство с другим торговым наименованием, не входящее в Стандарт медицинского обслуживания и льготные перечни?
Случаи, когда выписанное бесплатное лекарство не подходит конкретному человеку – вызывает аллергию, сильные побочные эффекты, – нередки. С этой проблемой нужно обратиться к лечащему врачу. Однако получить другое лекарство, которое не входит в стандартный перечень лекарств для лечения данного заболевания, можно будет только по решению врачебной комиссии. Комиссия создается в лечебном учреждении по месту жительства пациента. До заседания комиссии вы должны подготовить доказательства индивидуальной непереносимости или другой причины, по которой вы хотите заменить лекарство. Например, приложить письменные рекомендации врачей-специалистов или выписку из решения врачебного консилиума. Факт непереносимости первично выписанного препарата обязательно должен быть зафиксирован в медицинской карте пациента, а лучше – подтвержден консультативным заключением или врачебным консилиумом в другом лечебно-профилактическом учреждении (НИИ, федеральном Центре). Сведения о лекарственной непереносимости врач должен направить в органы территориального Росздравнадзора – в дальнейшем, возможно, перечень льготных лекарств по данному заболеванию будет пересмотрен.
Что делать, если в аптеке отказали в получении лекарства по льготному рецепту?
Если в день обращения за льготным лекарством его не оказалось в аптеке, тогда провизор принимает у посетителя рецепт для последующей выдачи необходимого препарата. При этом провизор должен зарегистрировать рецепт в специальном журнале и в электронной программе аптечного пункта. В любом случае лекарство обязаны выдать не позже 10 рабочих дней (если рецепт выписан через врачебную комиссию – 15 рабочих дней).
Таким образом, аптека обязана вас обеспечить лекарством не позднее 15 дней. Если лекарства оказались нужны срочно и вы приобрели их за свои деньги, сохраняйте чеки для последующего возврата денег. Но учтите, что деньги можно будет вернуть только за лекарства, имеющиеся в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой. Кроме того купленные лекарства должны быть вам выписаны врачом и записаны в вашей медицинской карте. То есть нельзя вернуть деньги за лекарства, которые вы принимали по собственной инициативе.
Если вы узнали, что лекарственного препарата нет в аптеке, звоните по телефону «горячей линии» в министерство здравоохранения Пермского края по телефону (342) 263-11-00 и узнавайте о наличии лекарственного препарата в аптеках, о сроках его поступления. Если ответ вас не удовлетворил, вы можете обратиться в управление Росздравнадзора по Пермскому краю и к Уполномоченному по правам человека, а также в прокуратуру Пермского края.
Врач в больнице есть и должен принимать бесплатно, но почему-то мне предлагают прийти к нему на консультацию через платное отделение, а перед этим пройти платные обследования. Что делать?
Действительно, платные медицинские услуги могут оказываться медицинскими организациями, но это – дополнение к гарантированному государством бесплатному объему медицинской помощи, закрепленному в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Платная услуга – это выбор пациента, а не врача. В случае, если медицинская услуга отсутствует в базовой/территориальной программе ОМС или она не соответствует стандарту оказания медицинской помощи при данном заболевании, врач действительно может предложить получить ее платно. В любом случае платные медицинские услуги должны предоставляться медицинской организацией гражданину на основании заключаемого договора. Поэтому требование медицинского работника к гражданину оплатить услуги, указанные в базовой/территориальной программе обязательного медицинского страхования, является неправомерным (повторимся, при условии наличия медицинских показаний к проведению данной услуги (определяются лечащим врачом) и при желании пациента получить данную услугу по полису ОМС). В данной ситуации необходимо попросить у доктора разъяснения о том, входит ли данная услуга в программу ОМС. Попросите врача зафиксировать в медицинской карте ответы на эти вопросы и его обоснование назначения вам платной медицинской помощи услуги. Помните:
– вы всегда можете позвонить в свою страховую компанию (телефон указан на полисе) и удостовериться, что данная услуга действительно может (или не может) быть оказана по полису ОМС;
– наличие у вас медицинских показаний для проведения данной услуги определяет ваш лечащий врач;
– деятельность медицинской организации, работающей в системе ОМС, и, соответственно, всё установленное в ней оборудование, независимо от источника финансирования его приобретения, подчинена одной главной цели – оказанию бесплатной медицинской помощи застрахованным гражданам.
Если же вы уже произвели оплату в ситуации, когда медицинская услуга, по вашему мнению, могла и должна была быть оказана по полису ОМС, рекомендуем вам сохранять кассовые и товарные чеки (или другие документы, подтверждающие оплату) для того, чтобы иметь возможность обратиться в страховую компанию за защитой своих имущественных интересов. Обращение обязательно должно быть письменным, с изложением фактов и приложением копий всех документов, подтверждающих оплату. В этом случае страховая компания проанализирует сложившуюся ситуацию на соответствие действующему законодательству РФ в системе ОМС и в случае наличия оснований для возмещения денежных средств гражданину обратится в вашу поликлинику или иное лечебное учреждение с соответствующим заявлением.
Необходимо иметь в виду, что не всегда легко добиться возмещения медицинской организацией затраченных гражданином средств на медицинскую помощь на досудебном уровне. Поэтому, заключая договор на оказание платной медицинской услуги, внимательно читайте его. Если в договоре есть пункт, разъясняющий, что данная услуга входит в программу ОМС и вы можете и желаете получить ее бесплатно, то требуйте зафиксировать в договоре предлагаемую дату и условия выполнения бесплатной услуги. Если же вас не устраивают по той или иной причине предлагаемые сроки и условия выполнения данной бесплатной (по полису ОМС) услуги и вы желаете получить ее вне очереди или на иных условиях, то предложение об оплате медицинской услуги является обоснованным.
Если ваши права на медицинскую помощь были нарушены, если вы имеете обоснованные претензии к качеству обслуживания пациентов в вашей больнице, оставьте свое обращение через форму онлайн-приемной на сайте Уполномоченного по правам человека в Пермском крае www.ombudsman.perm.ru