Обязательная регистрация мобильных абонентов: защита или спешка?

Госспецсвязь обнародовала законопроект, согласно которому мобильные операторы будут обязаны регистрировать всех без исключения абонентов, в том числе prepaid-абонентов, которые составляют абсолютное большинство в Украине. В Госспецсвязи утверждают, что «принятие проекта закона будет способствовать повышению уровня национальной безопасности страны в случае возникновения киберугроз и кибератак». Так ли это на самом деле?
В интервью сайту «24» руководитель сектора «IТ и Телеком» Офиса эффективного регулирования Александр Кубраков объяснил, почему инициатива с регистрацией всех мобильных абонентов требует доработки и как с этими вопросами справляются в мире.
Александр, инициаторы законопроекта утверждают, что регистрация улучшит ситуацию с безопасностью. Как именно?
Авторы законопроекта не приводят расчетов, каким образом данное решение улучшит ситуацию с безопасностью. Сегодня отсутствуют достоверные данные о влиянии обязательной регистрации карточек на уровень преступности. Некоторые страны, в которых рассматривался этот вопрос, отказались от подобных законов. Например, британские эксперты отметили, что «обязательная регистрация владельцев мобильных телефонов не дает никаких значимых улучшений в процесс расследования». И значительное количество стран, в том числе, которые находятся под угрозой частых терактов, не ввели обязательную регистрацию абонентов: США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия и другие.
Но многие страны имеют же такую регистрацию.
Подобные правила действуют в большинстве европейских стран. Бельгийцы ввели эту норму в 2016 году после терактов в Брюсселе, тогда же их примеру последовали и наши соседи – поляки.
На самом деле каждая страна вводит свои правила и свои средства защиты. Например, Мексика отказалась от обязательной регистрации абонентов в 2012 году, через три года после ее введения, и одновременно ввела в действие правила, которые должны повысить уровень безопасности. Мексиканские операторы обязаны вести реестр телефонов, обслуживаемых ими, и отключать устройства сразу после получения заявления о краже. По решению суда должны предоставлять правоохранительным органам данные о местонахождении абонента. При этом, подобные данные могут предоставляться и без решения суда – в случае вызова экстренных служб быстрого реагирования.
В мире существует некая система, правила, как правильно проводить эту процедуру регистрации?
Да. Учитывая вездесущность применения обязательной регистрации, международная ассоциация мобильной связи выработала советы государствам, которые вводят новые правила.
1. Консультироваться, сотрудничать и общаться с мобильными операторами до, во время и после реализации инициативы, учитывая не только вопрос национальной безопасности, но и защиты прав граждан.
Например, в Румынии был принят закон, который внедрял обязательную регистрацию, но впоследствии суд признал его неконституционным.
2. Ставить реалистичные сроки для разработки, испытания и внедрения процесса регистрации.
Так, в Сингапуре за неделю до окончания шестимесячного срока, отведенного для регистрации, только половина prepaid-абонентов прошла ее. Поэтому правительство было вынуждено продлевать сроки. Аналогичные ситуации складывались в Норвегии, Японии и других странах.
3. Ввести четкие и прозрачные требования к регистрации до начала имплементации инициативы.
Существует целый ряд документов, которые могут служить для регистрации абонента: паспорт, водительское удостоверение, студенческий билет, ID-карта и т.д. Необходимо определить список и механизм подтверждения личности, а также защиты персональной информации абонентов, полученной в процессе.
4. Разрешить и поощрить хранение электронных записей.
В Танзании регистрация абонентов была внедрена в 2010 году. Тогда существовали требования к получению и хранению бумажных заполненных форм и копий документов (а подтвердить личность могли 12 различными документами). В случае, когда офис оператора не получал бумаги в течение 30 дней, номер отключали. С 2015 года начали приниматься также электронные версии документов, что ускорило процесс регистрации и позволило использовать полученную информацию для предоставления других услуг.
5. Разрешить и поощрить использование регистрации для предоставления других услуг.
Это едва ли не основной мотив для абонента проходить регистрацию. Предоставление данных может позволить клиенту получать дополнительные услуги, например финансовые, или административные услуги от государства. При разработке эффективного механизма взаимодействия между государственными органами и операторами, граждане смогут с помощью мобильного получать свидетельство о рождении, сдавать отчетность в налоговую, использовать телефон вместо паспорта для подтверждения личности и получать сотни других услуг. Это может стать реализацией MobileID, которую обещает правительство, и которая уже работает в других странах – например в Эстонии, Австрии и т.д.
6. Обеспечить финансовую и логистическую поддержку мобильным операторам для внедрения обязательной регистрации.
Что нужно Украине, чтобы придерживаться этих правил?
Проведение регистрации всех абонентов требует значительных затрат от операторов, поэтому государство должно обеспечить минимизацию как финансовых, так и временных потерь как для компаний, так и для абонентов. Например, в Пакистане запросы в государственный реестр для подтверждения регистрации абонента были сделаны бесплатными. Подобные механизмы необходимо разработать и в Украине.
Отмечу – Офис эффективного регулирования начинает работу над изучением рынка электронной идентификации в Украине и приглашает всех заинтересованных лиц к поиску путей решения существующих проблем.
Законопроект Госспецсвязи предусматривает регистрацию абонентов в течение полугода. Это реальный временной промежуток?
Точнее оценить реалистичность такого временного ограничения могут мобильные операторы, однако, по нашему мнению, выполнить требования будет сложно. В Украине более 52 миллионов абонентов мобильной связи (многие из украинцев имеют как минимум две активные карты, – «24»). Если предположить, что 90% из них prepaid, то для регистрации их всех в течение 180 дней, каждый день, включая выходные и праздничные, процедуру должны проходить 260 тысяч абонентов. Такие показатели выглядят маловероятными.