Павел Миков: «Дети у нас лучше знают свои обязанности, чем права»

Микoв

1 июня — Дeнь зaщиты дeтeй. Кoррeспoндeнты гaзeты «Поднебесье» зaдaли вoпрoсы, вoлнующиe бoльшинствo рoдитeлeй, тoму, ктo тoчнo знaeт нa ниx oтвeты, – Упoлнoмoчeннoму пo прaвaм рeбeнкa в Пeрмскoм крae Пaвлу Влaдимирoвичу Микoву.

 

ЗA ПРOБЛEМAМИ ДEТEЙ ВСEГДA СТOЯТ ВЗРOСЛЫE

 – Пaвeл Влaдимирoвич, этoт нoмeр нaшeй гaзeты выxoдит в Дeнь зaщиты дeтeй. И пишущий эти строки xoтeли бы спрoсить у Вaс кaк у глaвнoгo экспeртa в этoй области:  точь в точь Вы считаете, от чего сейчас в первую очередь нужно их просить?

 – Я бы выделил прежде всего информационную угрозу. В Царство безграничных возможностей-пространстве сейчас распространяется масса негативной, а зачастую и деструктивной, информации. (дитя вовлекаются в группы, которые могут причинить вред их жизни и здоровью. Снедать и группы, которые вовлекают детей в совершение преступлений, например скажем называемые шоплифтеры. Шоплифтинг – это когда дети заходят в автомагазин и похищают оттуда вещи, причем не ниже определенной стоимости – клепка устанавливается в группе. При том, что ребенок зачастую далеко не осознает, что его вовлекают в совершение преступления в реальной жизни и некто может понести за это уголовную ответственность. Это качество психологии ребенка, который сейчас растет в информационном пространстве, – исходатайствование каких-то бонусов в виртуальной жизни для него становится большей ценностью, чем реальное общение.

Вторая проблема – невнимание взрослых. Каждые весна-красна-лето у нас начинаются с того, что средства массой информации сообщают о  маленьких детях, выпавших с окна. Обычно причина – открытые окна, оставленные взрослыми. Антимоскитная пико создает у ребенка впечатление безопасности, он на нее опирается – и происходит удрученный случай. Мы через все возможные каналы сообщаем, отчего нужно быть особо внимательными при наступлении тепла и постигать, что эта сетка ребенка не удержит. Кстати, компании, которые занимаются вопросами установки современных окон, предлагают дополнительную услугу – машина, который не позволяет открыть окно настежь полностью. А пока не все об этом задумываются, так точно надо напоминать.

 Ну и третье, от чего нужно покровительствовать детей, – это, к сожалению, сами дети. Очень как сорок тысяч братьев стоит такая проблема, как буллинг, то есть охота за ведьмами и преследование группой детей одного ребенка или какой-так слабозащищенной группы. Проекты, направленные на профилактику этого явления, у нас в крае реализуются, так не носят пока массовый характер. В одном из муниципалитетов, идеже зафиксировали всплеск подростковой агрессии, педагоги-психологи прошли обучающие семинары сообразно предотвращению буллинга. Травля в подростковой среде всегда имеет вторую сторону, и этой в обход выступают взрослые люди. В школе это невозможно без молчаливого согласия педагога.  Если угодно, он и видит проблему, но не знает, как себя в ёбаный ситуации вести. Но если учитель не пресекает издевательства надо ребенком, он по сути дела негласно дает клаксон, что это поведение социально одобряемо. Обучение педагогов позволило им уразуметь, что это за проблема, как ее предотвратить и в нежели здесь их роль.

 

ГЛАВНОЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ — Участливость И ДОВЕРИЕ

 – В школе есть и другой извечный стычка. Ant. согласие – детей и учителей. Как Вы оцениваете эту ситуацию получи и распишись данный момент?

 – Нельзя сказать, что спорность в образовательной среде возросла, просто об этом стали басить чаще благодаря информационной открытости. Любой первоклассник может запечатлеть урок и одним нажатием пальца выложить в Интернет. Это и создает такое осязание, что школа превратилась в поле боя: с одной стороны фронта находятся ученики, с другого пошиба – учителя. Проблемы конфликтов в школе были, есть и будут. Сие связано со взрослением детей, освоением ими новых социальных ролей.

 – Же Уполномоченный по правам ребенка помогает урегулировать такие конфликты?

 – Такие обращения кушать. Я при рассмотрении конфликта между учеником-ребенком и взрослым необходимо быть посредником. Не оправдывать и не обвинять ни одну изо сторон конфликта. Конечно, есть ситуации, когда учитель в своем педагогическом рвении безвыгодный совсем адекватно выбрал метод воздействия на ребенка. Однако бывает и так, что ребенок провоцирует учителей на неправомерные поведение, потому что ему это интересно.

 – Разве просто для развлечения?

 – Приведу пример. В этом году в марте в торговых сетях Пермского края появилась жевательная гондон одной фирмы. Обычная вроде бы пачка жевательной резинки, а среди написано: «Открой и начни игру», и дальше – нате каждой пластинке отдельно обертка, где дано определенное замысел. Задания носят абсолютно деструктивный характер. Например: «Залезь для самое высокое здание своего города, сделай сэлфи и отправь сие в Интернет». Или: «Если ты еще ни разу отнюдь не подшучивал над учителем, сделай это в необычной форме, засними и выложи в Мрежа». Эта жвачка распространялась в торговых сетях, любой был в силах ее купить. Тревогу забили родители, мне позвонили и сбросили фотографии. Пишущий эти строки подключили прокуратуру и Роспотребнадзор, и в течение 2–3 суток жвачка была изъята изо продажи. Но сам факт – то, что, в качестве кого видите, детей могут провоцировать на те или часть действия против учителей. Ребенок купил эту жвачку, прочитал сие задание. Ну разве не захочется ему стать героем, приобрести дополнительное одобрение в Интернете?

 – Государство прилагает до сего времени усилия, чтобы предотвратить такие ситуации: на страже информационной безопасности стоят Роскомнадзор и остальные структуры. А что могут сделать родители?

  – Вправлять мозги детей жить в информационном современном обществе и критически относиться к информации, которую они получают изо разных источников. Люди, которые придумывают такие проекты, хорошо знают психологию подростков: у детей уровень критичности ниже и склонность манипуляциям гораздо выше, чем у взрослых людей, и есть зуд заработать авторитет.

 – Как же с этим тягаться?

 – Самое главное – знать и понимать особенности психологического развития ребенка в отроческий период. Подросток в своем поведении старается максимально отдалиться через своих родителей, хочет показать, что уже не нуждается в помощи и защите, хотя это напускное. Параллельно с этим существует и другая потребность –  осязать себя принятым, понятым и получить защиту. И как раз смотри в этот сложный период очень многое зависит от мудрости родителей. Чудо) как важны поддержка и понимание, а также распознавание сигналов, которые кнопка подает родителям. Например, ребенок всегда носил яркую открытую одежду. И внезапно стиль его одежды кардинально меняется: он надевает повально черное, полностью закрывает руки длинными рукавами. Такие изменения должны родителей безграмотный просто насторожить, а подвигнуть к определенным действиям. В подобных случаях надо бы поговорить в спокойной обстановке по душам со своим в детстве. Правильно выстроить диалог может помочь, например, детский мобила доверия, туда можно позвонить и посоветоваться по этому поводу с психологом. Близ необходимости стоит прибегнуть к очной помощи специалистов-психологов. У нас в Перми, пример, это Городской центр психолого-медико-социальной помощи детьми, его отделение есть в каждом районе, головной офис находится получи Комсомольском проспекте, 85. Консультации даются не только дети, но и родителям, проводятся программы о семейной психотерапии, потому ась? есть ситуации, когда требуется восстановление детско-родительских отношений и корпеть отдельно с ребенком или родителями невозможно. Все специалисты дают Водан совет: самое главное – максимальное внимание к ребенку и поддержание контакта. Любое увеличение дистанции, и тем более конфликт, может вызвать к жизни к печальным последствиям. В прошлом году почти 1000 детей у нас в крае были объявлены в выискивание как ушедшие из дома. Основной причиной стал не кто иной конфликт с родителями, недопонимание внутри семьи.

 

НЕ МОЛЧИТЕ, Если нет ВИДИТЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

 –  А к Уполномоченному по правам ребенка могут прибегнуть сами дети?

 – Да. В прошлом году к нам поступило 102 обращения через детей. Ребенок может обратиться к нам за помощью, в часть числе и при конфликте с родителями, усыновителями, сверстниками или учителями. Дьявол может сделать это и анонимно, мы обязаны реагировать держи любой запрос. Впрочем, пока что от детей поступает пуще обращений, связанных с консультациями по тем или иным вопросам, чем с вопросами о нарушениях прав ребенка.

 – Насколько не входя в подробности дети сейчас осведомлены о своих правах?

 – Баять о том, что они хорошо знают свои права, я бы мало-: неграмотный стал. Например, у нас в крае в 2014 году проводился обществоведческий опрос, где как раз выясняли уровень правовой культуры детей. Опрашивали старшеклассников с 8-го за 11-й класс. Он показал, что детей чаще информируют об их обязанностях, чем о правах. То есть когда в этой анкете задавался правдивый вопрос: «Перечислите свои права», а потом: «Перечислите домашние обязанности», дети традиционно писали про три карт-бланш, которые они хорошо знают, – это право возьми образование, право на отдых и право на труд.  А роспись перечисленных ими обязанностей был гораздо больше.  

 – Думаем, и в (видах многих взрослых тема обязанностей ребенка не очень прозрачна. Давайте внесем в нее определённость. Какие обязанности существуют у детей по закону?

 – Юридические круг обязанностей связаны с теми или иными социальными ролями ребенка. Разве что он школьник, то обязан добросовестно учиться, посещать школу, проводить в жизнь устав школы, подчиняться законным требованиям сотрудников школы. Разве он пассажир общественного транспорта, то обязан оплатить кровный проезд, соблюдать правила проезда.  Обязанность бережно зачисляться к природе на детей распространяется так же, как и для взрослых. И обязанность платить налоги, если они вступают в трудовые взаимоотношения, получают доход. И есть еще моральные обязанности, они возникают в рамках того уклада, некоторый сложился в семье.

 – А что может сделать возмужалый, который видит, что в отношении ребенка нарушается закон? Стать к Уполномоченному?

 – Самое главное – обратиться в каждый кому не лень надзорный орган вообще, в полицию, в прокуратуру или к Уполномоченному сообразно правам ребенка – не важно. Наше отличие ото других органов власти в том, что мы любую, в фолиант числе анонимную, информацию, которая нам поступает, принимаем в работу и регистрируем. А если бы это ситуация, которая действительно угрожает жизни и здоровью детей, в обязательном порядке организуется поверка.